Аргументы Недели → Политика № 35(377) от 12.09.2013

Сирию пора принимать в ОДКБ?

, 16:20

Сейчас основное внимание приковано к борьбе вокруг Сирии на фронтах внешней политики. Из-за этого на второй план отошла работа военных – как наших, так и сирийских. Как же сейчас идёт война с бандитами, что делает поблизости Российский флот и чем занимается американский? К чему всё идёт?

Силы ВМС США в регионе по-прежнему остаются малозначительными. Одна американская авианосная группа находится в Персидском заливе и участвовать в ударе по Сирии не сможет – пролёт через Ирак и Иорданию закрыт.Вторая – в Красном море и может воспользоваться израильскими коридорами. Но там всего 48 истребителей – маловато против Сирии.

В самом Средиземном море находятся десантный корабль и пять эсминцев, но два из них уходят домой. Возможно, есть ещё и одна-две атомные подводные лодки (АПЛ). В итоге, число крылатых ракет «Томахок» на всех этих кораблях вряд ли больше 200–250.Этого слишком мало против Сирии. Конечно, есть вариант задействовать стратегическую авиацию, – но и там свои проблемы. В общем, пока американских сил слишком мало, чтобы нанести серьёзный ущерб стране с такой ПВО, как в Сирии.

Между тем в Сирии активно ведутся мероприятия по рассредоточению войск, размещению средств ПВО на других, отличных от мирного времени, позициях. Более того – скорее всего, позиции сменят ещё не раз. Ведутся мероприятия по маскировке, размещению макетов техники, созданию помеховой обстановки системам наведения крылатых и иных ракет во всех диапазонах.

Рассредоточивается и авиация. Причём в последние дни резко возросла активность лучшей части авиации – истребителей МиГ-29 и МиГ-23МЛД, которые пока в войне не участвовали. Некоторые части сухопутных войск тоже активно рассредоточиваются по запасным районам. Ведь больше половины армии Сирии не участвует в войне с террором, а держит границы с Израилем и Турцией или же контролирует свободные районы.

В предыдущей статье «АН» уже рассматривали средства, которыми армия Сирии может отбить удары крылатых ракет и авиации США или же значительно снизить последствия от атаки. Сейчас похоже, что сирийцы отсиживаться в глухой обороне не намерены. Они уже ведут психологическую войну.

Недавно сирийские боевые самолёты совершили облёты Кипра в районе английской авиабазы Акротири. Первый раз это была пара истребителей МиГ-29СМ, второй – пара бомбардировщиков Су‑24МК. Враждебных намерений они не показывали и после подъёма с базы истребителей НАТО разворачивались домой.

Такие визиты демонстрируют то, что расположенный в 100 милях от Сирии Кипр находится под ударом дальнобойных ракет «сушек», которые вдобавок без эскорта не явятся. Причём им и лететь-то далеко не потребуется, учитывая дальность ракет.

Хороший намёк Кипру, что не надо позволять пользоваться своими базами для нападения на Сирию. Никосия, правда, сразу же заявила, что запрещает это. Также эти полёты показали американцам, что их корабли, даже держась вне 300-километровой зоны от берега САР и избегая, таким образом, уничтожения береговыми ПКР «Яхонт», всё равно в безопасности не окажутся.

Концентрация русских вымпелов

Ещё в феврале этого года у берегов Сирии состоялись крупнейшие межфлотские учения Российского флота. В их ходе была сосредоточена группировка в 32 вымпела боевых и вспомогательных кораблей и судов, а также подводных лодок.С тех пор у берегов Сирии постоянно находилось от 6 до 16 наших судов.

В настоящий момент якобы по плановой ротации в Средиземноморье стягиваются российские корабли. Недавно Средиземноморскую эскадру возглавил большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адм. Пантелеев» – флаг командующего он передаст, когда придёт ракетный крейсер «Москва». Тот отменил запланированный визит в Кабо-Верде и направился к берегам Сирии. Однотипный ракетный крейсер «Варяг» также после завершения визита в Австралию «рванёт» через Индийский океан в Средиземное море.

С Балтики выходит ракетный эсминец проекта 956 «Настойчивый». В регионе продолжается увеличение флота больших десантных кораблей (БДК) – их уже семь. Часть судов идёт в рамках «сирийского экспресса» в Тартус. Они «затарены» вооружением и боеприпасами по максимуму. Другая – крейсирует у берегов САР в составе эскадры. Они загружены морской пехотой и её техникой. Каждый БДК в зависимости от проекта везёт либо 1000 тонн грузов, или 20 танков, или полсотни единиц техники, либо же 500 тонн грузов, или 10 танков, или 20 единиц техники. И одновременно до батальона морпехов.

В ближайшие недели из Чёрного моря придут и представители «москитных сил». Недавно в Сирии с кратким визитом находился большой ракетный катер Р-60, а сейчас ожидается подход сразу двух «опасных малышей» – большого ракетного катера «Ивановец» проекта 12411 и малого ракетного корабля «Штиль» проекта 1234 (однотипного знаменитому «Миражу»). «Малыши», скорее всего, будут размещены в Тартусе и обеспечат охрану базы. Да и четыре сверхзвуковых ПКР «Москит» и шесть «Малахитов» лишними не будут.

Сосредоточиваются в регионе и подводные силы. Их наличие уже не отрицается российским командованием. Конечно, никто не называет конкретики. По американским данным, в составе эскадры действуют один-два «убийцы авианосцев» – атомные подводные крейсеры проекта 949А «Антей» (он же «батон»). Его тяжёлые сверхзвуковые ПКР «Гранит» способны расправиться с целым авианосным соединением. Скорее всего, такие лодки сопровождают две или три многоцелевые АПЛ проекта 971.

Всего, не считая субмарин, в регионе уже находится полтора десятка кораблей и судов Российского флота и ещё с десяток или более окажутся там в ближайшее время. А несколько дней назад около сирийских берегов появился и китайский отряд кораблей. Он состоит из 25-тысячетонного десантно-вертолётного корабля-дока, эсминца и корабля снабжения. На борту десантного судна находятся батальон морпехов с техникой и несколько вертолётов.

«Будем помогать»

«В случае начала ударов мы будем помогать Сирии», – заявил В. Путин. Но что мы можем сделать? Многое! Мы можем оперативно восстановить всё вооружение, что могут уничтожить американцы. Причём помешать Москве доставлять оружие Вашингтон не сможет. Поэтому в случае длительной воздушной войны американцы могут получить очередной Вьетнам.

Кроме того, наши корабли способны обеспечить раннее предупреждение сирийского ПВО о ракетных атаках. Недавно флот совместно с РЛС СПРН в Армавире уже сделал это во время пусков израильских ракет в Средиземном море. Также можно снабжать сирийцев информацией о морских целях и осуществлять помехопостановку, скажем, под видом учений.

Да и пускать крылатые ракеты «через голову» нашего флота американцы не смогут – это может быть воспринято как атака. Руководство Министерства обороны России уже тонко намекнуло, что «не дай бог, ракета попадёт в наш корабль», заметив, что в этом случае «последствия для экологии региона могут быть опасными». Так что придётся пускать в обход. Правда, стену в море из кораблей не построишь, где-то да пролетят.

Если возникнет опасность реального вторжения или массированных ударов, можно ввести в Сирию, по взаимной договорённости с законным правительством и на основании Договора 1980 года, свои подразделения, обеспечив неприкосновенность страны от внешней угрозы. Хотя этот шаг дорого обойдётся в плане политических последствий, и вряд ли на него пойдут.

«Будьте готовы ко всему!»

Не сидят без дела и сами сирийцы. Особое внимание они уделили созданию зон безопасности у крупных авиабаз, например, Мезза под Дамаском и международного аэропорта. Под контроль взяты дороги и тропы, по которым могут прорываться к столице боевики, проводятся минирование и подготовка обороны в инженерном отношении. Сама операция под Дамаском названа «Щит столицы».

Башар Асад в интервью американским СМИ ясно дал понять, что при нападении США «должны быть готовы ко всему». Появилась информация со ссылками на неназванные источники в сирийской армии, что якобы на территорию США в течение последнего времени выведены несколько десятков диверсионных групп сирийского спецназа общей численностью до нескольких сот бойцов, оснащённых всем необходимым. Они легализованы, обладают различными не вызывающими подозрений типами внешности (например, азиатской или европейской), отлично знают английский и уже бывали в США и адаптированы к стране.

Мол, в случае ударов по Сирии эти группы будут атаковать объекты инфраструктуры США, нанося огромный ущерб и сея хаос. Речь идёт о электростанциях, подстанциях, гидротехнических узлах, железнодорожных станциях, нефтегазовых и военных объектах. Но мирное население подвергаться атаке не будет.

Якобы это решение принято руководством Сирии, исходя из опыта Югославии, Ирака, Ливии.Дамаск сделал верный вывод – глухой обороной не выигрывают. По силам ли Сирии подобная акция? Вполне может быть, что да. В любом случае американцы к подобной войне не готовы, несмотря на всю антитеррористическую истерию.

Как выйти из цугцванга

Американское руководство само себя загнало в тупик неразумной риторикой на тему якобы имевшей место химической атаки. Однако в последнее время у Вашингтона возник шанс сохранить лицо (но не всё остальное). Руководства России и Сирии предложили «взять сирийское химоружие под международный контроль». Надо полагать, что как среди «специалистов-контролёров» ООН, так и среди охраняющих их войск окажутся российские и китайские, причём в значительном числе. Причём у России и Китая войска уже рядом – на кораблях.

Американцы на момент написания этой статьи уже снизили градус риторики и, несмотря на путанные и противоречивые высказывания Керри, дали понять, что поддерживают идею и готовы «отложить» удары на неопределённый срок. Конечно, Сирии потребуются конкретика и гарантии от нападения, в том числе и со стороны Израиля или Турции. Думается, лучшим вариантом в данном случае было бы выступление России, и так уже имеющей Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, с заявлением, что суверенитет и территориальная целостность САР гарантируются Москвой. Или же – принятие Сирии в ОДКБ. Посмотрим, к чему в итоге приведёт эта инициатива.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram