В предвыборном штабе Алексея Навального специалисты обучают уличных агитаторов особым психологическим техникам. Если бы они агитировали не за идею, а за деньги, недоброжелатели обязательно обвинили бы их в вероломстве и коварстве.
Первое, что необходимо сделать агитатору, – это остановить прохожего, потому что на ходу заинтересовать человека непросто. Для остановки прохожих применяются две техники.
Первую технику предпочитают более тактичные и стеснительные волонтёры. Она называется «приземление»: волонтёр уподобляется самолёту, который заходит на посадку, делая круг над землёй. Он движется навстречу прохожему, разворачивается, движется вместе с ним и лишь потом плавно останавливается, вновь поворачиваясь и слегка преграждая ему путь. В большинстве случаев прохожий останавливается тоже.
Вторая техника остановки прохожих подходит для более настойчивых агитаторов. Она называется «Шлагбаум»: волонтёр слегка преграждает человеку путь сразу же, без прелюдий. Но при этом какое-то время пятится, чтобы не произвести отталкивающего впечатления. Такая техника считается не менее эффективной. Разбитых об асфальт затылков пока не зафиксировано.
Задача волонтёра – остановить не только прохожего, но и его мысли. Для этого применяется «разрыв шаблона» – краткая фраза, прерывающая ход мыслей человека. Классика: «Вы хотите жить в Москве?» Другой способ – комплимент. Для женщины подходят почти все комплименты (в рамках приличия, разумеется), а мужчине сделать хороший комплимент сложнее. Рекомендуется говорить: «Мужчина, вы такой серьёзный!». Если идёт пара, то непременно нужно сказать: «Вы прекрасная пара!». А затем: «Вы ходите на выборы вместе?»
Поскольку женщины придают огромное значение своему гардеробу и сильно загодя планируют, что им надеть на то или иное мероприятие, идеальным приёмом для введения женщины в ступор будет вопрос: «В чём вы пойдёте на выборы?». Вспоминая, где и как она будет красоваться, женщина вдруг осознает, что выборов в её списке нет.
До момента завладения вниманием прохожего агитатор должен быть игривым и весёлым, а после – сменить веселье на серьёзность. Начинается этап проблематизации. Можно воздействовать на человека жалобой на свои проблемы, а можно сразу перейти к его проблемам. Главное – не выдавать чужие проблемы за свои: хорошо одетый молодой человек вряд ли вызовет доверие, жалуясь на обслуживание в бюджетных поликлиниках. Если в процессе беседы выясняется, что своих проблем у прохожего нет, а чужие проблемы его не волнуют, – тогда нужно обратиться к нему как эксперту: а что он сделал бы на посту мэра? В особых случаях допускается воззвание к совести прохожего, но без осуждения и надменности: «Подумайте о Москве!»
Одна из наиболее выигрышных тем – миграция. Задавать вопрос о том, любит ли человек таджиков, не рекомендуется. Эффективнее апеллировать к страху или дискомфорту: «Не боитесь ли? Не тесно ли?»
По завершении беседы волонтёр должен оставить у прохожего ощущение участия, солидарности, поддержки. Не имея доступа на телевидение, в отличие от Сергея Собянина, г-н Навальный делает ставку именно на уличную агитацию. Согласно исследованиям штаба Навального, каждый восьмой прохожий, пообщавшийся с волонтёрами и ознакомившийся с агитматериалом, становится его гарантированным избирателем.