Спасенный из застенка Навальный в роли принцессы: был ли рыцарь?
23 июля 2013, 16:11 [«Аргументы Недели», Мильда Соколова ]
За дни, прошедшие с момента триумфального приезда освобожденного из-под стражи оппозиционного кандидата в мэры столицы Алексея Навального, число версий его освобождения перевалило за десяток.
Упоминаются: самовыдвиженец, явно связанный с партией власти (название ей иметь уже не обязательно, поскольку членство в ней определяется не взносами, не программой и не билетом), которому понадобилась на столичных выборах легитимность, представители администрации президента, тоже взалкавшие легитимности, толпы граждан, вышедшие внезапно на улицы, Госдеп и его подручные, пригрозившие им одним известными, но страшными карами, и даже судья, вынесший суровый приговор вместо ожидаемого помягче, и тем самым спутавший мстительно карты начальников, опоздавшие всюду фельдъегеря, перепутанные телефонные номера, не вовремя порвавшийся ковер, под которым уже который год мутузят друг друга бульдоги…
При этом самому Навальному почему-то отводится роль этакой принцессы, которая сидела в башне «Аль-СИЗО», плакала и ждала, когда же прискачет рыцарь в сияющих доспехах и освободит ее – и тут вдруг что-то волшебным образом изменилось, и роль Ланселота Озерного немедленно кинулись примеривать на себя все, вплоть до коллективного Дракона с синей бородой, хозяина замка. Только вот освобождают только тех принцесс, которые до этого с неуемным любопытством исследуют все шкафчики Синей Бороды в поисках ключей и задушенных жен.
Так что освобождением Навальный обязан прежде всего своему характеру и активной жизненной позиции, работоспособности, таланту, стойкости, умению идти до конца, наличию твердой системы взглядов и самостоятельности – ни разу он не сдался, не заколебался, не пошел на попятную, и никто не узнал до сих пор, какие страхи и тревоги мучают его по ночам – ведь у него двое детишек, милая жена и родители. Все его посты, статьи, выступления заканчиваются одним заклинанием «Все будет хорошо».
А если продолжать сказочные аналогии, то у него, как у Золушки, есть то, о чем говорил старый король в трогательном советском фильме: «Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым. <…> Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец». У Навального внезапно образовалось то, что нельзя купить ни за какие деньги – уважение. Никакой Госдеп не смог бы вывести на улицы в четверг столько народу за несколько часов – и иллюзии, что существуют некие «печеньки», развеялись, как дым, стало окончательно ясно, что деньги – только средство, а не цель, а с целями у Драконов с Синими Бородами как-то не очень. Не уважать же их за виллы в Майами – получается не уважение, а только «уважаемый человек». Деньги на вокзале не цветами встречают, а пустым перроном, охраной и проклятьями вынужденных лезть задами пассажиров.
Вертикаль – крайне ненадежный способ управления, горизонталь гораздо устойчивее. Рано или поздно одна из подпорок, причем самых мелких, типа фельдъегеря с письмом или телефонных кнопок может в ответственный момент, причем чисто случайно, дать сбой – и вся конструкция начнет расползаться - никак все нити в одной руке не удержать, они уже давно стали канатом в три обхвата. А если нити кто-то перед этим с упорством перетирал и грыз?