Сотрудники аэропорта Шереметьево утверждают, что у бывшего агента ЦРУ Эдварда Сноудена, застрявшего в Московской транзитной зоне, пока есть деньги на питание в кафе. Сноуден никак не решит, какую форму убежища ему просить.
«У него есть средства, чтобы питаться, а там есть много кафе, хотя и не дешевых, но и не очень дорогих», - рассказал «Эху Москвы» один из сотрудников аэропорта. Статус Сноудена пока не изменился – он продолжает консультации с адвокатами, свои услуги ему предоставляют известнейшие российские юристы Анатолий Кучерена и Генри Резник.
Кучерена проконсультировал Сноудена по вопросам российского законодательства для получения политического убежища, но пока никаких заявлений от него не поступало. Резник полагает, что наиболее подходящий для экс-агента статус – статус беженца. «РФ предоставляет убежища трех видов. Это политическое, это статус беженца и временное убежище. В чем разница и что, на мой взгляд, на что может претендовать господин Сноуден. Политическое убежище предоставляется президентом РФ, эта норма прописана в Конституции. Могут на нее претендовать видные общественные и политические деятели. Что касается статуса беженца, то этот статус предоставляется иностранным гражданам в соответствии с Женевской конвенцией о статусе беженца 1951 года. Федеральным законом РФ о статусе беженца и статус беженца предоставляется иностранным гражданам, если есть опасность преследования по признаку национальности, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям», - разъяснил адвокат в интервью «Эху Москвы».
Сноуден сможет свободно передвигаться по России, если подаст ходатайство о предоставлении статуса беженца, разъяснили в правоохранительных органах РИА Новости. Ему выдадут специальное свидетельство, которое является документом, удостоверяющим личность, и дает право на пребывание в России. Источник агентства уточнил, что предварительное рассмотрение ходатайства займет до пяти дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. Из пресс-конференции с правозащитниками последние сделали вывод, что Сноуден хочет просить именно статуса политического беженца в России.
Политологи из The Wall Street Journal полагают, что президент России Владимир Путин уже хотел бы избавиться от американского шпиона, по возможности цивилизованно, но быстро – об этом говорят, по их мнению, и высказывания главы государства, и тот факт, что в поисках средств задействован член Общественной палаты РФ Кучерена, известный, юрист, тесно сотрудничающий с Кремлем. «Сейчас он не хочет оставаться у нас, безусловно, но американцы, посадив президента Боливии Эво Моралеса, показали, что они посадят любой самолёт. Пробраться, не рискуя быть посаженным, нет, и когда наши поняли, что не могут обеспечить ему и никто не может обеспечить, тогда, видимо, приняли решение потянуть время, предоставить сейчас временное убежище, с тем чтобы добыть надёжный, гарантированный путь доставки его в Латинскую Америку, где всё-таки более карнавальное настроение для протяжённой жизни», - комментирует главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков темную историю со Сноуденом, в которую, как он считает, Россия просто «вляпалась» без всяких для себя выгод.
Тем временем ехидные американцы-блогеры уже расписали, чем можно заниматься в Шереметьево годами, чтобы про тебя постепенно забыли: по мнению путешественников, там можно долго жевать свою порцию в ресторане фаст-фуда, массироваться в креслах для механического массажа, выяснять, чем разные глянцевые журналы отличаются друг от друга, проводить сравнительный анализ орущих младенцев, заниматься бегом трусцой между терминалами, изучить внимательно рекламу авиакомпаний, посмотреть местные новости по телевизору, выучить наизусть расписание рейсов, накупить открыток и черных очков на всю оставшуюся жизнь, научиться мыться в туалете, изображать встречающего с табличкой «Иванов» или «Петров», и посмотреть, что будет, расследовать, куда девается багаж (связано с риском, компенсирует нехватку острых ощущений)…