Аргументы Недели → Политика № 13(355) от 04.04.2013

Игорь Иванович Рокфеллер

, 16:13 , Заместитель Главного редактора

Через неделю после поглощения российским нефтегазовым гигантом Роснефть своего конкурента – ТНК-ВР, ведущая деловая газета мира The Financial Times заявила, что в России появился свой Джон Рокфеллер. По мнению потрясённых английских финансовых аналитиков, им стал Игорь Иванович Сечин – президент Роснефти. Теперь возглавляемая им структура добывает в день больше баррелей нефти, чем корпорация Exxon Mobil, появившаяся на свет благодаря всё тому же Рокфеллеру и бывшая до холодного русского марта крупнейшей нефтяной компанией.

Напомним, «сделка века» по выкупу 100% акций ТНК-ВР завершилась 21 марта. Точнее, как гордо указано на сайте Роснефти, в 15 часов 53 минуты по московскому времени. Такое уточнение совсем не лишне – сделка осуществлялась одновременно в нескольких точках Земли: на Карибских островах, Кипре и других странах Европы.

Особое внимание The Financial Times уделила амбициозному заявлению «вновь испечённого Рокфеллера»: «Скоро мы увидим новую волну консолидации мирового нефтяного и газового бизнеса». По мнению газеты, такая риторика г-на Сечина делает его похожим на г-на Рокфеллера, первого в мире долларового миллиардера, основавшего в 1870 году легендарную компанию Standard Oil, контролировавшую 95% всей американской нефти. Уже упомянутый колосс Exxon Mobil является всего лишь одним из её многочисленных осколков.

Означает ли это, что перехвативший пальму первенства И. Сечин скоро станет первым долларовым триллионером? Вряд ли, Роснефть – всё-таки государственная компания. Конечно, её можно приватизировать, но всё равно по размеру рыночной капитализации до триллиона ей далеко (140 млрд. долл.) Однако если так пойдёт и дальше, то наш гигант, тоже скоро будет контролировать почти всю нефть страны. Более того, англичане уже предсказывают, что недалёк тот час, когда Роснефть сможет проглотить и могущественный «Газпром». Во всяком случае, на Западе никто не удивится, если эта компания попадёт под руководство г-на Сечина. Таким образом, он уж точно станет Рокфеллером – одним из самых влиятельных людей в своей стране. Но Россия в результате окажется в американском XIX веке.

Тогда Рокфеллер сумел сосредоточить в своих руках более 1,5% ВВП США. Современникам казалось, что без помощи потусторонних сил обычный человек не может достичь таких успехов. Поэтому миллиардер получил прозвище «нефтяной Мефистофель». В нашем случае эта огромная по американским меркам цифра кажется сущей мелочью. Экономика страны держится на экспорте углеводородов, поэтому, получив контроль над всей нефтью и газом, можно легко собрать в одних руках 20–30% ВВП.

Это открывает доступ к такой власти, какая и не снилась Рокфеллеру. А он в своё время имел огромное влияние в США. Многие политики находились на содержании Standard Oil – им выплачивались баснословные деньги. Рокфеллер влиял на выборы губернаторов, формирование правительства и даже подбирал кандидатов на пост президента США.

Понятно, что так демонизировать И. Сечина никому не приходит в голову. На Западе все прекрасно понимают, что последняя «консолидация российских нефтяных активов происходит при полной поддержке Кремля», и «новый Рокфеллер», сосредотачивая власть и деньги в своих руках, лишь проводит политику президента В. Путина. К тому же эксперты не забывают напомнить, что подобное распределение власти в России никогда не бывает постоянным. Залетевших слишком высоко могут быстро спустить с небес на грешную и ледяную (даже в июне) колымскую землю.

Да и не так уж плох был г-н Рокфеллер – в США его вспоминают скорее с положительной стороны. Он был одним из тех, кто создал современную Америку – самую могущественную страну планеты. Рокфеллер вложил часть своего состояния в 12 гигантских банков, которые затем стали Федеральным резервом – американским Центробанком. Осколки его нефтяной империи, которая в результате антимонопольного закона была разделена на мелкие кусочки, до сих пор правят мировыми финансами.

Возможно, и Россия лет через 20 раздробит Роснефть – ход истории не остановить. Но монополисты есть и в других отраслях. К примеру, всё та же Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) всеми правдами и неправдами тормозит развитие отечественной гражданской авиации. В этом случае надо что-то предпринимать немедленно. В нефтяной же отрасли, по мнению всё тех же западных аналитиков, подобные стратегические альянсы дают «шанс Москве выйти на мировую энергетическую арену». Словом, амбиции «русских Рокфеллеров» пойдут на пользу стране. Если, конечно, нефтяные бароны не забудут делиться со своим народом. Кстати, так делал сам Рокфеллер, жертвовавший на благотворительность огромные суммы и раздавший под конец жизни почти половину своего состояния.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram