Год в Кремле. Слово и дело Владимира Путина
12 марта 2013, 11:09 [ «Аргументы Недели» ]
Год назад воля российского народа вернула Владимира Путина кормчим на Кремлевскую галеру - твердой рукой вести страну путем политических и экономических реформ через Сциллы и Харибды мирового кризиса.
Только готовясь взяться за руль, Путин гарантировал гражданам России и мировому сообществу, что обеспечит Родине сбалансированный бюджет, низкую инфляцию, повышение конкурентоспособности и инвестиций, создание «высокотехнологичных рабочих мест» — все то, что будет растить национальную экономику на 5-6% в год, напоминают аналитики Morgan Stanley.
Эксперты разделили обещанные нынешним президентом России реформы на 12 сфер: две макрополитические (монетарная и фискальная политика) и десять – микрополитических (торговая политика, финрынок, инфраструктура, налогообложение, налогообложение нефтяного сектора, приватизация, инвестклимат, инновации, госуправление, пенсионная реформа и тарифная политика).
По первым четырем параметрам Путин получил от аналитиков Morgan Stanley оценку хорошо, по следующим шести – удовлетворительно, а два последних пункта, по мнению американцев, исполнены на двойку.
Но в ближайшее время, предупреждают эксперты, макроэкономические реформы, которые лучше всего удались Кремлю, поскольку за год был расширен валютный коридор и принято бюджетное правило, подойдут к очередному решающему повороту. Их дальнейшая судьба будет зависеть от того, кто придет возглавлять Банк России и насколько придется ужесточить годовой бюджет страны из-за падения цен на нефть.
В микрополитике (не считая двух последних пунктов) благоприятная судьба реформ не так очевидна. Эксперты, обсуждавшие тему развития России со многими участниками мирового экономического процесса, утверждают: «Большинство инвесторов, с которыми мы встречались, ожидают, что сторонники Путина, (их – ред.) интересы и привычки приведут к сдерживанию реформ».
Например, амбициозная программа приватизации (на $10-15 млрд ежегодно), объявленная в сентябре пока сильно уступает процессу национализации (только покупка Роснефтью ТНК-ВР стоила государству $40 млрд – напоминают «Ведомости»).
Правительство и президент, конечно, продолжают поддерживать приватизацию, но удастся ли им поднять ее на такой уровень, который удовлетворит потенциальных инвесторов – остается большим вопросом.
Что же касается пенсионной реформы и тарифной политики, то, по мнению Morgan Stanley, дела здесь обстоят из рук вон плохо.
Во-первых, вредна отмена обязательной накопительной части пенсии, тариф которой со следующего года снижается с 6% до 2%, утверждают они.
Во-вторых, в стране так и нет собственных институциональных инвесторов: это значит, что стоимость заимствований для России высока и она зависит от зарубежных источников финансирования, то есть, уязвима к внешним шокам. А ведь пенсионные накопления — самый многообещающий источник внутренних длинных денег, которые Россия может и должна наращивать, чтобы снизить нагрузку на бюджет в будущем, объясняют аналитики, объединяя два вышеназванных пункта.
Пока же, несмотря на все надежды, национальная экономика развивается далеко не так хорошо, как обещал Путин в предвыборной программе: рост ВВП замедляется, инфляция же, наоборот, ускоряется.
Так, в 1999-2008 годах рост экономики составлял 7%, теперь он сократился до 4% при исторически минимальном уровне безработицы, и похоже, что он может упасть в скором времени ниже 3%. Все будет зависеть, предупреждает Morgan Stanley, от политики, определяемой кормчим Кремлевской галеры: сможет ли он реализовать обещанные реформы, или будет только имитировать движение вперед.