Закончено общественное расследование событий, произошедших на Болотной площади 6 мая, во время Марша миллионов, которые были квалифицированы полицией, как «массовые беспорядки». Обнаружились провокаторы.
В середине февраля начнет работу комиссия из правоведов и правозащитников, которые проанализируют собранную активистами из Комитета 6 мая и партии «Парнас» информацию. Она собирается установить истинный ход событий и получить ответ на вопрос, кто же все-таки дрался и кидал камни на площади во время шествия, были ли нападения на ОМОН и какие причины привели к перерастанию мирного шествия в столкновения. Окончательные выводы будут сделаны группой общественных присяжных, рассказал газете «Ведомости» член бюро «Парнаса» Константин Мерзликин.
«Мы хотим получить справедливые и правдивые ответы, которые мы не можем получить от власти. Эти вопросы стали волновать общество сразу после событий на Болотной. И особенно остро - после арестов участников мирного митинга 6 мая, когда стало очевидно, что официальное расследование ведется с обвинительным уклоном. Всех узников Болотной обвиняют по 212 статье Уголовного кодекса, которая грозит большими сроками тюремного заключения. А ведь на их месте мог оказаться каждый участник того митинга» - заявила Тамара Лежнина, сопредседатель московского отделения РПР-ПАРНАС. По данным участников расследования, ими было собрано более 200 свидетельств и фотографий, документально зафиксировавших происходившее на площади 6 мая. Большинство свидетелей готовы выступить в суде, и подтвердить свои слова.
Активист Павел Шелков был на Болотной площади вместе с семьей – он шел на разрешенное мероприятие и не опасался, он не видел ни одного случая агрессии участников митинга в отношении сотрудников правоохранительных органов, тогда как омоновцы били людей, волокли их по асфальту. Профессор Института мировых цивилизаций Игорь Чубайс видел на площади людей в черной одежде и масках, он уверен, что беспорядки – это миф.
Свидетельства очевидцев никак не подтверждают версию следствия о заранее спланированных, организованных массовых беспорядках и нападениях на полицию участниками марша, рассказал на круглом столе в офисе партии ПАРНАС активист Комитета 6 мая Сергей Шаров-Делоне, он тоже озвучил подтвержденный многочисленными свидетельствами факт присутствия на Болотной некой группы молодых людей в черных спортивных костюмах, чьи лица были закрыты масками, они появились из-за спин полицейского оцепления и начали швырять асфальт и камни в сторону оцепления, а потом срочно скрылись.
Следствие опросило уже 1500 человек по «делу о беспорядках». По свидетельству адвоката Дмитрия Аграновского, показания пострадавших омоновцев часто путаные и нелепые. Однако обвиняемые продолжают сидеть в СИЗО, хотя вина их не доказана, как не доказано и само событие – «массовые беспорядки», к ним, согласно юриспруденции, относятся массовые драки и погромы с нанесением серьезного вреда здоровью потерпевших и ущерба городской среде. О планах изучить обстоятельства дела сообщали члены Совета по правам человека при президенте, готовившего экспертизы по делу Сергея Магнитского и второму делу ЮКОСа.
Корреспондент Аргументов.ру, присутствовавший на Болотной площади 6 мая 2012 года в качестве частного лица, своими глазами видела, как тяжело вооруженный ОМОН в масках стоял на Каменном мосту, перекрывая для людей все возможности отступления. Те, кто был на Болотной в декабре, оказались не готовы к такому повороту событий – ранее Болотную площадь никто не перекрывал и были доступны все выходы, просто стояли рамки. А 6 мая ОМОН стал постепенно наступать на толпу, которая подошла ко входу на Болотную и уперлась в несколько рамок, через которые при всем желании не могли пройти все, не подавившись до серьезных увечий. А ОМОН, двигаясь тремя рядами, все наступал и наступал. И люди в черном были на площади, они подбирались к месту давки осторожно, по одному, смешавшись с толпой – не готовые к такому обороту событий люди не обратили на них никакого внимания, пока не началась давка. К счастью, мне удалось выйти из оцепления благодаря милой женщине-полицейской (я благодарна ей чрезвычайно, она спасла меня – везде есть хорошие люди), которая поманила меня пальцем и осторожно отодвинула заграждение, когда сзади уже стоял омоновец с дубинкой.