Координационный совет оппозиции рождает истину в спорах
16 декабря 2012, 14:29 [«Аргументы Недели», Мильда Соколова ]
В воскресенье Координационный совет оппозиции собрался на очередное заседание, посвященное на этот раз итогам субботнего протестного мероприятия на Лубянке. Обсуждение идет бурно, члены совета обмениваются мнениями.
Дискуссия среди представителей оппозиции развернулась серьезная – одни считают, что акция была полезной и значимой, другие полагают, что оппозиционные силы поступили неразумно, отправившись в несанкционированный поход.
Обозреватель Новой газеты Юлия Латынина уверена, что оппозиция пошла на поводу у маргинальной своей части, испугавшись обвинений в «сливе протеста» и отсекла тем самым от своих рядом многих умеренных граждан, представителей среднего класса и бизнеса, поддерживающих демократические требования. С ней солидарен и политик Владимир Рыжков, сопредседатель партии «ПАРНАС», который на Лубянке был, но считает, что согласованный митинг с большим количеством народа был бы гораздо эффективнее, поскольку ни одно требование оппозиции не выполнено и по сей день. Его коллега Борис Немцов тоже в целом против несогласованных действий: «Я считаю, что "лимоновщина" в целом - это плохо. Нам надо думать о том, чтобы протест был массовым».
Член Президентского совета по правам человека Николай Сванидзе уверен, что власть, не разрешив шествие, начала опасную игру с огнем – в следующий раз акция может и не закончиться мирно: «Прошли по краю. И те, кто пришел с цветами к Соловецкому камню, в большинстве проявили ответственность. И полиция в целом проявила выдержку. В следующий раз может быть хуже. Если власть войдет во вкус. В смысле - вот ведь молодцы, не разрешили, не прогнулись, - и как вышло славненько!».
«Считаю, что потенциал протеста сохранился. Сдаваться мы не должны», - ответил на упреки в Твиттере координатор Левого фронта Сергей Удальцов, полностью поддержавший инициативу несанкционированного мероприятия. Юрист Сергей Давидис считает, что право на свободу собраний, записанное в Конституции, следует отстаивать, а протест не сводится к непременной массовости. «Понятно, что право на свободу собраний ограничено правами других. Согласившись с их наглым необоснованным запретом сегодня, мы фактически существенно ограничили бы свои возможности в будущем. Выйдя сегодня на Лубянку, мы показали, что не боимся, что запреты неэффективны», - аргументирует свое мнение Давидис.
Координационный совет на заседании обсуждает итоги года, и дальнейшие способы уличных выступлений. Некоторые члены предлагают отложить акции до весны, другие не готовы к воздержаниям по части уличной активности. Активисты признали, что сторонники оппозиционных движений уже устали от митингов, бывший депутат Геннадий Гудков призвал сменить форму и провести массовый рок-концерт "Свобода" в феврале и заявил, что мороз не помешает. Член КС Илья Яшин полагает, что люди рассчитывали наивно на быстрый результат, и оказались не готовы к политическому марафону, который гораздо более реален в сложившихся условиях.
Кроме того, Совет должен обсудить и принять программное заявление о положении в стране и целях КС, которое внесла на рассмотрение группа его членов. В заявлении изложены основные требования оппозиции - освобождение политических заключенных, проведение политической реформы, направленной на защиту прав граждан, проведение честных выборов в стране. «Наша общая цель, цель всероссийского гражданского движения, частью которого является Координационный Совет, – создание свободной демократической России», - говорится в заявлении, предложенном для дискуссии.
По советской привычке к единомыслию даже самые лучшие и идеалистически настроенные граждане России уверены, что сомнения и дискуссии – признаки раскола и слабости. Не прошли даром для россиян годы одинаковых серых костюмов, жилищ с полированными стенками и газеты «Правда», унылых одинаковых речей, одной на всех партии и готовности очереди расстрелять продавщицу, не довесившую шматок сизого мяса – если кто-то отказывается дружить, он автоматически встает в категорию «Кто не с нами, тот против нас». А ведь дискуссия и наличие собственного мнения – это хорошо, мир должен быть разным, надо только научиться договариваться и отстаивать свое мнение, уважая противника. Ничего ужасного в разномыслии нет, если оно не мешает созиданию и движению вперед, а в спорах, как известно, рождается истина – без споров не было бы у человечества ни науки, ни философии, ни искусства и даже религии, только на первый взгляд кажущейся догматом.