Аргументы Недели → Политика № 43(335) от 08.11.2012

Византийские многоходовки царского двора

, 16:08 , Главный редактор АН

В минувший вторник президент Путин всё же избавился от министра обороны Сердюкова. «АН» переворачивают эту страницу в своей истории. Вот только увольнение персоны такой величины не могло случиться из чувства справедливости, которого так ждут от президента. Скорее всего, он стал первой жертвой жестокой борьбы за власть.

Это старая российская традиция– начинать подобную возню при малейших слухах о том, что царь занемог. В развитых демократиях такое невозможно: всё открыто и понятно. Выскочил чирей на заднице президента США, и о его визите в госпиталь узнаёт вся страна. Да и срок пребывания у власти ограничен там настолько, что руководитель не успевает обзавестись недугами. В России, наследнице Византии, правила другие.

Несколько дней назад пресс-служба Кремля сообщила, что у президента Путина обострились старые спортивные травмы. Он отменил ряд зарубежных визитов, не поехал в Нижний Новгород на празднование 400-летия изгнания поляков. Судя по последним телесюжетам, ходит он с заметным усилием.

Но то, о чём сообщила пресс-служба, для ближайшего окружения президента едва ли было тайной. В «византийских лабиринтах» вовсю заработали «клубы по интересам», где различные властные группировки оценивают свои перспективы на будущее. Но в первую очередь– расстановку фигур на самом верху: именно в этом залог успешного ведения бизнеса по осваиванию госбюджета. Ключевая должность в этом процессе– председатель правительства. «В случае чего» именно он становится и.о. президента на полгода – до новых выборов.

Поэтому контроль над этой должностью является главной целью подковёрной борьбы. Раньше был ещё и вице-президент,но у нас этот выборный пост не прижился. Сначала вице-президент при Горбачёве Янаев, а за ним и вице-президент при Ельцине Руцкой вонзили ножи в спины своих хозяев. Проще оказалось манипулировать зависимой фигурой премьера. Борис Ельцин уволил премьера Черномырдина, когда тот заявил во время визита в США, что готов стать президентом. Позднее уже В.Путин уволил накануне выборов 2004 года премьера Касьянова. Тоже, говорят, нашептали, что в случае чего этот чужак станет президентом.

Сегодня времена изменились. Выборы стали предсказуемыми, и человек со стороны едва ли может прорваться на самый верх. Против него будут дружить все представители высшего путинского окружения. В первую очередь – силовики. Такому человеку не позавидуешь. Как не позавидуешь сегодня Дм. Медведеву. В его судьбе хорошо просматривается вариант, о котором «АН» упоминали не раз: если бы на выборах президента США выиграл республиканец Ромни, обо всех договорённостях с Москвой демократа Обамы можно было забыть. В частности, о поддержке администрацией США г-на Медведева. Сын г-на Ромни даже побывал недавно в Москве, где, как говорят, встречался с нашими политиками. Возможно, «перетёрли» и эту проблему. Но победил г-н Обама, и всё несколько усложнилось. Но цель– получить пост премьера на фоне разговоров о здоровье лидера страны – осталась прежней.

В такой политической игре одноходовок не бывает. Только многоходовки. Начинаются они, как правило, с выбивания возможных конкурентов. Одним из главных был как раз А. Сердюков. При всей критике в свой адрес он продолжал оставаться особо доверенным лицом президента. Но держать его после того, как, словно по команде, был предан огласке скандал, в котором оказались замешаны адюльтер, деньги, воровство на миллиарды рублей и непонятка с «ядерным чемоданчиком», стало невозможным.

Следующий кандидат– Сергей Шойгу. Его заранее отодвинули от чрезвычайно важной должности министра МЧС, бросив на загнившее и разворованное при Б.Громове Подмосковье. Назначение министром обороны едва ли позволит рассматривать Сергея Кужугетовича в качестве кандидата в премьеры. Армия такого не отпустит. К тому же в ближайшие дни и даже часы он полностью утонет в армейских проблемах и войнах со ставленниками Сердюкова.

Следующий кандидат– мэр Москвы С.Собянин. При всей своей осторожности и он может стать объектом для атаки. Чего стоят московские пробки. Неслучайно он не хочет ждать окончания «назначенного» срока, а стремится быстрее пройти процедуру прямого избрания москвичами. Заметили наблюдатели и медиаудар по председателю Счётной палаты С. Степашину. Он тоже не последний человек во властной иерархии. К тому же питерец.

По одной из версий, которая неоднократно озвучивалась в прессе, за проблемами г-на Сердюкова и других вполне мог стоять нынешний глава администрации президента С. Иванов. У него старые счёты с уволенным министром и нынешним премьером. Скорее всего, душу бередит сознание того, что именно он был одним из двух кандидатов на президентство 2008–2012 годов. Поэтому должность премьер-министра может стать наградой за терпение и преданность. Соответственно на место руководителя администрации президента сместился бы его первый заместитель В. Володин. Говорят, между ними существует крепкий аппаратный союз.

А что же сам В. Путин? Так ли серьёзны его хвори? Перед вторым туром президентских выборов 1996 года Б. Ельцина показали по Центральному ТВ среди членов его избирательного штаба. На самом деле он беззвучно полулежал после инфаркта среди этих самых членов на больничной койке ЦКБ. И даже правил страной ещё четыре года. К тому периоду относятся его слова: «Не спешите перевешивать портреты!»

Хотя о замене портрета Путина серьёзно никто и не говорит.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram