Из пресловутой троицы «Православие, самодержавие, народность» более чем столетней давности Государственная Дума вытаскивает, отряхивая вековую пыль, первую составляющую – православие, считают политологи.
По мнению политолога Павла Кудюкина, законопроект об оскорблении чувств верующих полностью соответствует интересам прежде всего православной церкви, пытающейся де факто закрепить свое доминирующее положение, вопреки самому главному закону страны - Конституции. При этом абсолютно не учитывается тот тонкий момент, что «если мы будем наказывать за оскорбление чувств верующих, то почему тогда не наказывать за оскорбление иных чувств и убеждений, например, атеистических».
«Сейчас же мы наблюдаем наступление мракобесия. Такое впечатление, что в Госдуме в массе засели господа милоновы», - заявил политолог Росбалту, имея в виду депутата Петербургского Заксобрания, известного скандальным законопроектом о запрете пропаганды гомосексуализма. Сам Виталий Милонов регулярно служит в Церкви, и собирается даже принять сан.
Социологи, исследовавшие, казалось бы совершенно не имеющую никакой связи с новым законом область – частоту употребления разных словесных характеристик в интернете, обнаружили совершенно удивительную вещь: в обыденном сознании характеристики «порядочный и интеллигентный» имеют оттенок долженствования, то есть «как интеллигентный человек, я должен…», «как порядочный человек, я должен…», а слово «верующий» такого оттенка не предполагает вовсе. «Когда говорят о светлом или духовном или добром человеке, лишь случайно упоминают чувства этого человека – чаще говорят о том, какие чувства испытывают в связи с ним и рядом с ним. То есть говорят, что «рядом с этим человеком «светло» или «тепло», говорят о чувствах в связи с человеком, но не о чувствах человека. Обычно не говорят, что «он испытывает добрые чувства». А вот когда говорят о верующих, религиозных, воцерковленных, часто упоминают чувства самих этих людей, и эти чувства таковы: они обижены, оскорблены, обмануты, их не уважают, над ними издеваются», - пишут Георгий Любарский в статье, опубликованной на портале Polit.ru.
Получается, что заранее обиженным дают в руки такое страшное оружие, как закон, призванный карать за обиду – все общество теряет презумпцию невиновности, поскольку обидеться можно теперь чувством и на что угодно. И речь, получается, идет не об оскорблении чьих-то чувств - наоборот, эти пресловутые чувства оскорбляются по высокому требованию и чем угодно, в нужный и правильный момент можно заранее приготовленную к услугам обиду сделать универсальной дубиной.