Аргументы Недели → Политика № 28(320) от 26.07.2012

«Добрая машина пропаганды» для президента

, 15:57 , Главный редактор АН

Общественное возмущение действиями краснодарских властей во время затопления города Крымска в Краснодарском крае постепенно притупляется. Новые события приходят на смену старым.

Главный источник информации в стране – федеральные телеканалы – рисуют картинки ужасов в Сирии, Западной Европе, расстрел кинозрителей в США. Наш премьер тем временем изучает новейшие типы вооружений на полигоне, президент встречается с итальянским премьером Марио Монти и обещает Европе денег. «Добрая машина пропаганды» заработала в привычном режиме.

Но были  и проколы. Во время экстренных приездов Путина в гибнущий Крымск его челядь говорила под телекамеры, что всё хорошо и под контролем, но лица местных жителей были угрюмы. Они не верили – правда оказалась страшнее. Лицо Путина тоже выражало недоумение – ему, как видно, докладывали, что всё хорошо. Телевидение не успело заретушировать протест – просто не было времени. Только через несколько дней в эфир пошли сюжеты о героизме спасателей.

Между тем конвейер новостей и телесюжетов давно не получается сам собой. Всё началось с острой необходимости перестать тревожить царя по пустякам. По словам бывшего главного телохранителя президента Б. Ельцина – А. Коржакова, он регулярно приносил ему записки о наличии счетов в иностранных банках «видных государственных деятелей».
К примеру, о 40 миллионах долларов президента одной алмазодобывающей республики. Данные эти, кстати, давали спецслужбы Швейцарии, Германии и других государств. Но Ельцин всё чаще морщился и произносил фразу «Опять ты мне г..но приносишь!» Но давать президенту информацию о положении в стране было всё же нужно. И механизм появился.

Уже при главе президентской администрации А. Чубайсе руководителей федеральных телеканалов регулярно собирали в администрации президента и давали указание о том, что и как показывать. Совершенства эта система достигла уже в XXI веке с его цифровыми технологиями при главе президентской администрации А. Волошине. Руководители Первого канала, ВГТРК, НТВ и ТВ‑Центра приглашались в его кабинет по понедельникам. Там утверждались темы, регионы, предстоящие события, список ньюсмейкеров на текущую неделю. Виртуальная жизнь страны моделировалась на 99%. По стране разъезжались съёмочные бригады и оцифровывали хронику недели, согласно техзаданию. И всё бы хорошо, но…

Всю неделю уже другой отдел АП, как говорится, не ведая о техзадании, мониторил телеэкран. Иными словами, следил за всеми новостными сюжетами буквально с секундомером. Если что-то шло не так – следовали указания, и уже в другом выпуске новостей секунды и акценты могли быть смещены. Говорят, этим занимался некий Алексей Чеснаков, ради которого недавно распустили горсовет в г. Касимове, чтобы провести его в этот самый совет с последующим делегированием в Совет Федерации. Вот такой оказался важной птицей этот человек с секундомером.

Но и это ещё не всё. Уже третья группа в АП делала в пятницу анализ новостных телесюжетов за уходящую неделю и готовила президенту политический и экономический анализ электронных СМИ, освещающих жизнь страны. Именно так виртуальная реальность, придуманная в АП, становилась просто реальностью, изложенной на бумаге, которая и попадала под светлые очи главного руководителя.

Понятно, что «добрая машина пропаганды» используется не только для написания аналитических записок президенту. Её можно пустить в ход и для создания общественного мнения по другим вопросам. К примеру, на очереди виртуальная озабоченность правительства ростом тарифов на электроэнергию. Его уже начали объяснять разъединением электросетей западной и восточной части страны. Назвали и сумму для их объединения – 600 млрд. рублей (20 млрд. долларов). Для несведущих – именно разгромом единой энергосистемы занимались совсем недавно г‑н Чубайс и его правая рука – нынешний кумир Медведева вице-премьер Абызов. То есть «попилили» на разгроме РАО ЕЭС, став миллиардерами, сейчас готовятся «попилить» на строительстве. Похоже, именно в этом и состоит секрет пристрастия премьера Медведева к г-ну Абызову: как-никак – человек «в теме».

Тут-то и пригодится «добрая машина пропаганды». Она уже была задействована при появлении на свет самолёта Суперджет-100, она объясняет сегодня, что он не будет летать, если не закачать в него ещё уйму денег. Та же «машина» выделяет секунды для отбеливания «в доброго и отзывчивого к простым людям» образа губернатора Краснодарского края. Он не сходит с телеэкранов.

Говорят, за такую гениальную конструкцию г-н Волошин даже получил орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. Ему же приписывают и знаменитую фразу, которую он произносил в ответ на разного рода сомнения в правдивости некоторых грядущих телесюжетов: «Пипл схавает!»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram