Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика № 25(317) от 05.07.2012

Россия-мать теряет молоко

, 16:49 , Главный редактор АН

В минувший вторник Конституционный суд принял к рассмотрению запрос коммунистов и эсеров, депутатов Госдумы, о неконституционности ратификации Соглашения о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО). Согласно заключённым ещё в прошлом году договорённостям, Соглашение должно быть ратифицировано Федеральным Cобранием РФ к 23 июля сего года.

Парламентарии  заявляют, что им предложили ратифицировать только протокол и его приложения о присоединении России к ВТО. А вот само Соглашение, которое состоит из огромного числа томов, на русском языке не представлено. Это вопиющее противоречие ст. 68 Конституции России и Федеральному закону «О государственном языке РФ». Уже одно это исключает возможность анализа и оценки содержания Соглашения, а значит – и его ратификацию.

В знак протеста коммунисты организовали по всей стране митинги в защиту отечественного производителя. И вместе со «Справедливой Россией» и ЛДПР запросили Счётную палату сделать анализ этого самого Соглашения. Работа была успешно проведена, и отчёт СП должен скоро появиться в Госдуме. Некоторые выводы этого отчёта стали нам известны заранее.

Начнём с того, что на государства, входящие в ВТО, приходится 95% мировой торговли. На долю России – 2,6% мирового экспорта и 1,6% мирового импорта. Но если в структуре мирового экспорта доля минеральных ресурсов и металлов составляет 24,3%, то у России этот показатель равен 80%. Это и есть та самая «сырьевая игла». Причём данные эти двухлетней давности. Сегодня цифры ещё красноречивее. Если среднемировой показатель в экспорте машин, оборудования и транспортных средств равен 35,2%, то в российском экспорте доля указанных товаров составляла 5,7% в 2010-м и 4,5% – в 2011 году. Наш удел сегодня – обеспечивать 9% мирового экспорта сырья и топлива. Это первое место в мире. Правда, в экспорте оружия мы держим пока второе место, но и здесь постепенно становимся импортёрами.

А что же готовая продукция гражданского назначения? Здесь у нас твёрдый «кол» – 1%. Такой же твёрдый «кол» в мировой торговле наукоёмкой продукции. При этом в товарной структуре российского импорта доля машин, оборудования и транспортных средств в 2010 году составила 44,5 % и в 2011 году – поднялась до уровня 48%. Аналитики Счётной палаты РФ делают по этому поводу такой вывод: «Роль России в мировой торговле будет определяться возможностью преодоления сложившейся структуры внешней торговли России, характерной для сырьевой экономики: импорт готовых товаров в обмен на энергосырьевой экспорт». Вот только кто это будет преодолевать? На уме у наших руководителей одни трубопроводы за кордон с газом и нефтью. Это и есть наше участие в мировой торговле.

Как оказалось, такая модель даже хуже, чем у Армении, Молдавии, Казахстана и Киргизии. Их индекс вовлечения в мировую торговлю выше нашего. Мы – на 112‑м месте из 132. Что касается индекса конкурентоспособности, то и здесь мы позади даже наших друзей из стран БРИКС. Отсюда – ещё один вывод СП: «Сложившиеся на сегодняшний день уровень национальной конкурентоспособности и характер международной специализации России как экспортёра энергоносителей не могут быть основой для укрепления позиций страны на мировых рынках и достижения необходимых темпов экономического роста».

А как же быть с «Программой-2020» по удвоению ВВП, которую придворные экономисты предложили Путину для достижения Россией лидирующих позиций в мировой экономике через какие-то жалкие восемь лет?

Для этого нужно хотя бы проводить политику предоставления госгарантий (экспортных кредитов) для тех наших производителей, кто ещё делает конкурентоспособную продукцию. Такие есть – те же производители самолётов и вертолётов, медицинской техники, разного вида оружия. Например, во Франции в 2010 году правительство дало гарантии национальным экспортёрам на 17,4 млрд. долларов, в Германии – на 22,5, в Китае – на 45 миллиардов. В России – страшно сказать – аж 98 млн. долларов! Как тут завоёвывать мировые рынки – на лошадях с винтовками против лазерного оружия?

Правда, специально для этих целей в минувшем году было учреждено Агентство по страхованию экспортных кредитов (ЭКСАР) с капиталом 30 млрд. рублей. Но как далеко успели уйти конкуренты? Для цветной и чёрной металлургии, химического и нефтехимического производства они не страшны. А вот для автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, авиастроения, производства медицинской техники и сельского хозяйства, считают аудиторы СП, наступит ПЦ. Судите сами.

Соглашение предусматривает снижение импортных пошлин практически по всей номенклатуре сельскохозяйственных машин с 15 до 5% сразу же после присоединения. По оценке Минпромторга России, доли российских производителей на внутреннем рынке снизятся до 10–15% в течение двух лет.

Значительное снижение пошлин на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны с 15 до 5% может привести к сокращению доли российских компаний на рынке комбайнов до 25–30%.
В свою очередь, увеличение импорта сельскохозяйственной техники приведёт к замедлению производства комбайнов зарубежных компаний на территории Российской Федерации.

В автомобилестроении легковушки за 4 года подешевеют из-за снижения с 25 до 15% ввозных пошлин. То же самое с грузовиками. К тому же для 7‑летней рухляди пошлины снижаются в четыре раза. Она и хлынет в Россию в первую очередь.

Авиастроение. Здесь вредители и костоломы из правительства поработали за 16 лет переговоров с особым садистским наслаждением. Пошлины на иностранные самолёты снижены на машины класса Ил-96 с 20 до 7%. Класса Ту‑214 – с 20 до 12%. Правда, за семь переходных лет.  Но у нашего премьера свербит от нетерпения сделать гадость немедленно –  на этой неделе он предложил снизить пошлины для воздушных судов вместимостью до 72 пассажиров. Будто нет наших Ан‑140 и Ил-114, будто нет заводов для их сборки! Да и знает ли он вообще, что существует такая страна, в которой есть заводы и работают живые люди? Что восковые куклы с оловянными глазами, сидящие с каменными лицами на заседаниях его правительства, это далеко не всё  население? Зачем так демонстративно нагло работать на  канадцев, бразильцев и китайцев? Его очередное рекламное заявление о том,  что не отдадим гадам Курилы, никого  не обманет.

То же самое можно сказать о судостроении, тяжёлом машиностроении, фармацевтике, медицинской промышленности, текстильной, швейной, кожевенно-обувной, деревообрабатывающей… Кроме этого – о производстве риса, сахара, молока, говядины, свинины и птицы. А также – о вылове рыбы. Избыток импортного молока очень быстро снизит, к примеру, внутренние закупочные цены до 10,5 руб. за литр. Производство станет невыгодным, начнут резать скот. Как при Хрущёве.

В заключение надо сказать вот что. Все, кто протестует против вступления России в ВТО, протестуют лишь против поспешного вступления. Это тот случай, когда сначала надо выловить всех «блох», а потом ставить подпись. Ясно, что в мировой производственной кооперации много хорошего и даже необходимого. Да и жалко 16 лет переговоров и корректировки законодательства. Немаловажный фактор – граждане стран, вступивших в ВТО, как правило, имеют больше возможностей для бизнеса и достойной жизни. Неужели всего этого у них станет ещё больше за наш счёт?

 Не торопятся ли московские правители содрать шкуру с ещё не убитого медведя?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram