Российская внесистемная оппозиция ушла на каникулы. Следующий «Марш миллионов» планируется провести по крайней мере не раньше осени этого года. Однако причины отпускного настроения оппозиции не столько в летнем периоде, сколько в общем кризисе протестного движения, исчерпавшего себя в своем нынешнем виде.
Несмотря на оптимистичные заявления о том, что прошедший 12 июня марш стал самым многочисленным по сравнению с предыдущими акциями оппозиции, этого не подтверждает ни статистика, ни внешние впечатления.
Оставим в стороне полицейскую арифметику, привычно занижающую число участников всех оппозиционных акций. Однако те, кто присутствовал на митинге на Сахарова или хотя бы наблюдал за ним в Интренете, не могли не заметить, что на аналогичном митинге в декабре прошлого года на том же проспекте Сахарова людей уместилось как минимум вдвое больше.
О снижении интереса к митингам говорят данные практически всех соцопросов. Да и сами участники нередко вынуждены признавать очевидное.
Ярким показателем отношения протестного движения к трибунным лидерам оппозиции стало то, что очень многие из тех, кто участвовал в шествии, не стали оставаться на митинг. Да и по ходу митинга численность собравшихся заметно уменьшалась. Примечательно, что люди ушли, несмотря на то, что в заключительной части планировался рок-концерт с участием достаточно известных исполнителей. И вряд ли в этом виноваты сами музыканты, или даже дождь, который обрушился на толпу уже по ходу начала музыкальной сессии.
Националисты освистывали Касьянова, а либералы и представители гей-сообщества - одного из лидеров националистов Ивана Миронова. Кого-то не пускали на сцену для выступления, в результате чего в закулисье начались разборки, а часть националистов призывала не ходить на митинг, и обвиняла своих коллег из других движений в «продажности» тем же самым либералам. В общем, ни о каком единстве участников марша речи не шло.
Это, если угодно, в значительной степени был парад любителей себя показать и других посмотреть. Отсюда, кстати, и невероятное количество ряженых, которые действительно преследовали только одну цель - засветиться перед камерами.
Кроме того, стало совершенно очевидно, что у людей накопилась усталость от одних и тех же абстрактных лозунгов, сводящихся к одному, но не менее абстрактному в своей несбыточной максиме: «Долой Путина».
«Своим последним митингом лидеры протеста показали - повестка дня исчерпана. Из их мероприятий стала уходить энергетика, они уже не собирают столько людей, сколько раньше. Поэтому и приходится объявлять каникулы, как бы кому не хотелось «продолжить»», - заявил в этой связи руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
Теоретически можно представить, что после летней паузы лидеры оппозиции переосмыслят ситуацию, проведут работу над ошибками и выступят с новым, более интересным и завлекательным посылом. Но то, что лебедь, рак и щука смогут родить оригинальный и яркий креатив, верится с трудом.
Борьбу с Путиным внесистемная оппозиция ведёт уже почти 10 лет. И в течение этого времени не менялись ни лидеры, ни декларируемые цели и задачи, ни, собственно говоря, тактика протеста. За последние месяцы она действительно зажгла на какое-то время проснувшуюся протестную аудиторию, но и наскучила ей ввиду скудости очень быстро.
Если до недавнего времени главным козырем оппозиции, зовущей людей на улицы, была невозможность зарегистрировать свою партию, то сейчас, когда минимальная численность партий законодательно снижена до 500 человек, эта проблема отпала сама собой.
Многие из тех, кто воспользовался представившейся возможностью зарегистрировать партию и продолжить свою общественную деятельность в русле реальной политики, на июньский «Марш миллионов» не пришли и вовсе. Не было там, например, Владимира Рыжкова, который занят реорганизаций Республиканской партии России и уже высказал свое скептическое отношение к «уличной демократии» и всякого рода «прогулкам».
Не было Владимира Милова, одного из главных застрельщиков митингов оппозиции, также занятого сейчас партстроительством.
Не было и многих других, для кого эти митинги перестали представлять единственную возможность заявить о своих правах и свободах. Тем более, что все эти заявления всё равно терялись в общей и массе, скандирующих единственный понятный, но бессмысленный в своей недостижимости лозунг: «Путина в отставку!».