Сразу после официального объявления состава нового правительства «Ведомости» написали: «Многие признают: Дмитрий Медведев – слабый премьер. Если бы он был сильным, то не побоялся бы сделать большое дело для страны – например, как высокопрофессиональный юрист, навёл бы порядок в судебной системе. Он мог выбрать для себя и любую другую миссию. Сделай это Медведев, ему поставили бы памятник при жизни и даже забыли бы про сбежавшего от него кота. Но Медведев выбрал статус «здесь и сейчас», а не дело на годы вперёд».
Правительство Дмитрия Медведева, мучительно формировавшееся на протяжении почти месяца после вступления в должность Президента РФ Владимира Путина, наконец-то приобрело свои окончательные очертания. Заполнены все ключевые вакансии, трудоустроены основные «отставники». Уже озвучены первые направления «нового медведевского курса». И тут же появились первые сомнения по поводу его жизнеспособности в нынешней ситуации. Причём основные вопросы вызывают конкретные исполнители, которым поручено проводить этот курс в жизнь.
Критики считают новый кабинет дилетантским, вторичным и несамостоятельным. А многочисленные «спонсоры» и попутчики уже выстраиваются в очередь за получением от него личных политических и экономических выгод.
Всё по-прежнему?
Сейчас доминирующей является точка зрения, согласно которой медведевское правительство в любом случае будет играть вторичную и подчинённую роль. А значит, нет особого повода для беспокойства от прихода в него некоторых радикал-либеральных деятелей, мягко говоря, не самой высокой квалификации. Дескать, несмотря на формально широчайшие полномочия, тому же Аркадию Дворковичу никогда не хватит сил, опыта и аппаратного веса для того, чтобы противостоять, например, Игорю Сечину или влиять на судьбу «Газпрома».
Нынешнее вице-премьерство А. Дворковича видится ему пока ещё в розовом цвете
« У него нет понятия о том, что он говорит и что делает на своём месте! Нет представления о действительных жизненных интересах России! Он не способен сформулировать настоящие интересы России, совершенно понятные любому, кто понимает мир», – американский политический деятель Л. Ларуш об Аркадии Дворковиче – кураторе промышленности, ТЭКа и сельского хозяйства, вице-премьере в правительстве Медведева.
В качестве подтверждения этого тезиса обычно приводятся наблюдения о том, что новые министерские портфели распределены в основном между бывшими «помощниками» и «заместителями». Тогда как управленцы «первой величины» предпочли вежливо, но решительно уклониться от предложенных им должностей в медведевском кабинете. Сработавший у них инстинкт самосохранения может говорить о глубокой интуиции и сомнениях в перспективах нынешнего правительства.
Недоумение критиков такого кабинета можно понять и разделить. Ну какой действительно «куратор промышленности, ТЭКа и сельского хозяйства» из Аркадия Дворковича, который ни дня, ни минуты даже номинально не проработал в «реальном секторе»? На протяжении всей своей карьеры бывший помощник бывшего президента Медведева занимался «теориями» – раздавал советы и рекомендации максимально общего характера. Причём об их практическом воплощении никому ничего не известно.
Трагическая неспособность Дворковича не только исполнять свои служебные обязанности, но даже просто выразить свои мысли, неоднократно подчёркивалась в СМИ. Ему приходилось по второму и третьему разу собирать журналистов, чтобы растолковать им, что же он, собственно говоря, имел в виду, когда делал различные заявления неделю-две назад.
В кулуарах уже шутят, что всю «домашнюю работу» за промышленного вице-премьера Аркадия Дворковича будет выполнять его жена Зумруд Рустамова. Она профессионально заседает в советах директоров многих компаний, является многолетним штатным сотрудником олигарха Сулеймана Керимова и уже хотя бы поэтому понимает в современных экономических практиках намного лучше своего титулованного супруга.
Ползучий переворот
В отличие от «управленцев-уклонистов», ключевые игроки из либерального окружения Дмитрия Медведева имеют совсем иные планы на будущее. Здесь пока не видно никакой апатии, никаких пораженческих настроений, никаких сомнений в собственной компетентности. Напротив – наличествуют признаки напряжённой работы, направленной на скорейшее извлечение максимальных выгод из нынешнего статус-кво.
Большие надежды либеральные «драйверы» медведевского кабинета явно связывают с деятельностью так называемого «Открытого правительства». Михаил Абызов даже удостоился специально созданной для такого случая министерской должности – фактически стал «комиссаром по связям» с этой структурой. Как следует из материалов, размещённых на сайте «Открытого правительства», в самом ближайшем будущем она претендует ни много ни мало как на блокирование любых решений руководства государственных структур, министерств, ведомств и даже правоохранительных органов! Но, минуточку, – такими широкими правами сегодня не обладает даже Президент России.
Наличие высшего образования у медведевского министра по связям с «Открытым правительством» М. Абызова некоторыми экспертами ставится под сомнение
Получается, что сторонники премьера Дмитрия Медведева склонны трактовать нынешнюю его несамостоятельность в свою пользу. Реальные рычаги влияния на экономическую и политическую жизнь страны данные граждане видят не в руках Владимира Путина, а в распоряжении некоего «рассерженного» антипутинского меньшинства, рукопожатного в столичных оппозиционных тусовках и за пределами страны – в США и Лондоне.
При этом не даётся ответ на вопрос, а кто же, на каких условиях, исходя из каких полномочий, будет формировать суперведомство под названием «Открытое правительство»? Кому оно будет подотчётно? Кто и – главное – на каких основаниях должен будет подчиняться его решениям?!
Нет также ответа о ведущихся консультациях с некими «элитами», «экспертным сообществом», «гражданскими активистами». Видимо, теми же самыми, которые ещё несколько месяцев назад громогласно называли российского избирателя «быдлом» и «стадом». Обо всём этом есть только одни невнятные рассуждения.
Политические «виды на будущее» нынешнего медведевского кабинета, как это часто бывает, могут всего лишь прикрывать собой серьёзный, очень далеко идущий экономический интерес. Тот же Михаил Абызов – не просто «приятный человек по внешним связям», а долларовый миллиардер, владеющий активами в энергетике и других «вкусных» отраслях. Своё состояние он «заработал» на обломках бывшей государственной собственности – удачно поучаствовал в приватизации активов РАО «ЕЭС России», проведённой Анатолием Чубайсом.
Делая такого человека министром, Медведев априори создаёт взрывоопасную ситуацию. Она чревата конфликтами интересов между группами, ранее оседлавшими ключевые отрасли промышленности, и группировками, стоящими за Абызовым. Последние жаждут своеобразного реванша за поражение в борьбе за президентский пост. Надеяться, что это столкновение «мировоззрений» и интересов пройдёт мирно, значит быть наивным. В ход пойдут и административный ресурс, и «близость к телу» (к тому и другому), и общественное мнение, и СМИ – всё это только обострит противоречия в тандеме.
В результате страну захлестнут цунами судебных исков, компроматов и разбирательств, приперчённых «какими нужно» дискуссиями в «Открытом правительстве». Причём в нём (при необходимости) через медведевское Общественное телевидение будут принимать участие все: от школьников начальных классов до пенсионеров.
Вместо модернизации – распил
К тому же нельзя забывать, что всю горячую предвыборную пору будущее премьерство Медведева рекламировалось как необходимый шаг для продолжения пресловутой «программы модернизации», которая на деле состояла лишь из планов по строительству в Сколково дорогих ресторанов и полей для гольфа. Реальная же модернизация, к примеру, освоение на предприятиях наукоёмкой продукции, шла не благодаря, а скорее вопреки «медведевским мечтаниям». О её ходе отчитывались не перед Дмитрием Медведевым, обедая в тех же дорогих ресторанах после удачной игры в гольф, а перед Владимиром Путиным в цехах и конструкторских бюро.
Однако многие люди в очередной раз «купились» на пиар. Они поверили, что, дескать, те процессы, которые Медведев так и не смог толком раскрутить, будучи президентом (т.е. политическим лидером) страны, он обязательно запустит и доведёт до ума, получив в свои руки реальные рычаги управления экономикой. Поверили, потому что согласны с тем, что модернизация нашей стране, безусловно, нужна. Однако дальше слов о халве, от которых во рту не сладко, дело опять не пошло.
Более того, сегодня с приходом Медведева в правительство есть ощущение, что общество окончательно обманули. Тема пресловутой «модернизации» как-то резко сошла на нет. Зато в первые же дни существования медведевского правительства вдруг самым популярным стало совсем другое слово: «Приватизация». Уже составляются и обсуждаются некие «списки» и «графики», ведётся явная подковёрная борьба за ключевые полномочия и должности – например, за должность главы Росимущества.
Так что неоднократно обещанное и широко распиаренное «большое обновление» российской экономики рискует в очередной раз обернуться банальной большой распродажей и распилом. И пока никаких препятствий на этом пути не видно. Не останавливает медведевских приватизаторов и надвигающаяся на страну вторая волна глобального экономического кризиса. На её фоне любая сделка будет подразумевать колоссальный проигрыш для продавца.
Против поспешной распродажи государственного имущества уже выступает даже такой последовательный либерал и рыночник, как бывший министр финансов Алексей Кудрин. «Уменьшение доли государства в экономике сейчас немного начинает приобретать характер кампании, особенно в условиях падающих цен и существенного увеличения волатильности рынка. Причём речь идёт не о каких-то рядовых пакетах акций рядовых компаний – речь идёт о крупных базовых отраслях и базовых пакетах государства. Я бы сейчас остерёг правительство очень аккуратно отнестись к такой быстрой приватизации», – цитируют Кудрина РИА «Новости».
Таким образом, если судить хотя бы по внешним признакам, либералы из окружения Дмитрия Медведева вовсе не считают себя «проигравшими». Они не согласны на подчинённую роль, которую отводит им большинство наблюдателей, и всё ещё всерьёз намерены побороться за своё место под солнцем. Причём вопреки желанию путинского большинства, пребывающему пока в состоянии самоуспокоения и послевыборной расслабленности.
История рассудит?
Но никто из либералов пока не задумывается (или не говорит вслух) о последствиях подобной политики. Никто не говорит о цене вопроса, о соответствующих исторических аналогиях. Такое поведение удивительно – нынешние маневры Дмитрия Медведева чем-то напоминают поведение Михаила Горбачёва в конце 80-х годов.
В то время последний генсек ЦК КПСС, стремительно утративший остатки поддержки в верхах и растерявший доверие народа, искал уже любые, самые экзотические способы обеспечить себе единоличную, никем не ограниченную власть. Для этого им была придумана должность «Президента СССР», избираемого уже не по партийной линии, а «прямым и тайным голосованием граждан». Параллельно была провозглашена реформа КПСС и обещана радикальная демократизация политической жизни в стране (сравним с медведевским «Законом о партиях»). Но записной «демократизатор» Горбачёв тут же сделал «чрезвычайное» исключение лично для самого себя. Он избирался «первым президентом» не через свободные выборы, на которых он был обречён проиграть, а через Съезд народных депутатов. Получить неограниченную власть ему тогда удалось, но уже через год он потерял её вместе со страной.
Что же мы видим сегодня? Явно непопулярный в народе и неприемлемый для многих активно действующих представителей правящей верхушки, Дмитрий Медведев идёт ва-банк. Он вроде бы провозглашает «широкую демократизацию», но тут же в чрезвычайном режиме создаёт исключительные условия лично для себя.
Делается это при помощи раздираемой внутренними противоречиями «Единой России». Так же, как и Михаил Горбачёв, Дмитрий Медведев явно не питает симпатий к собственной партии в её нынешнем виде. Впрочем, если для Горбачёва коллективная сила КПСС представляла реальную угрозу, то для Медведева «Единая Россия» до поры до времени – всего лишь послушный инструмент. Партия является временной платформой для формирования реального и безальтернативного центра силы. Главное – успеть «провернуть дела», пока народ «не прозрел». Пока он не спохватился и в свойственной ему грубой и неуважительной форме не пресёк соответствующих поползновений.
К чему привело это «прозрение» российского народа к собственным правителям и к правящей партии – мы уже видели в 1991 году. Тогда распался СССР, а его осколки на многие годы погрузились в политический и экономический хаос. И если позволить нынешней ситуации развиваться так, как есть, то история имеет все шансы повториться.
Поводов для спокойствия и благодушия у независимого наблюдателя за внутриполитической жизнью в России пока не очень много. Да, «путинское большинство» вроде бы победило, но не смогло в полной мере воспользоваться плодами своей победы. Да, формально либералы из окружения Дмитрия Медведева умерили свои аппетиты и пошли на неминуемый компромисс с большинством. Но они сохранили для себя обходные пути к получению контроля над страной.
Сработает ли «последняя кнопка»?
Да, действительно, нынешнее правительство в какой-то мере является компромиссным, и внешние рычаги влияния на него пока сохраняются. Но является ли устойчивым этот компромисс, будут ли его условия соблюдаться обеими сторонами и куда он в итоге заведёт?
Очень показательна в этой связи совсем свежая история с министром обороны Анатолием Сердюковым. На днях президент Путин устроил ему публичную выволочку, буквально «оттаскал за уши» за несоблюдение социальных прав военнослужащих. Возможно, этим Путин дал понять, что Сердюков – не его креатура, и он готов принять его отставку в любое время. Даже в ущерб авторитету только что созданного и не проработавшего ещё и месяца медведевского правительства.
Анатолий Сердюков – лучший министр обороны «всех времён и народов» в правительстве Медведева
«До сих пор много проблем, недопустимых сбоев и волокиты, откровенной профессиональной небрежности должностных лиц... в реальной жизни военнослужащие и их семьи сталкиваются с формальным, равнодушным подходом», – В.В. Путин на совещании с руководством Минобороны 30.05.2012 г.
Чем же ответил Медведев? Публичными, нарочито гипертрофированными похвалами в адрес министра в эфире программы «Познер» Первого канала: «Я считаю, что министр Анатолий Сердюков, что бы там ни говорили и как бы ни критиковали, – успешный министр, и за последние четыре-пять лет в смысле реформирования системы Министерства обороны он сделал так много, как никто другой до него».
Демонстративный демарш с Сердюковым далеко не единичный случай. Если нынешние планы отдельных активистов из медведевского окружения по разложению (простите – «реформированию») «Единой России» и параллельному инкорпорированию «болотных выдвиженцев» (простите – «представителей широкой общественности») в структуру так называемого «Открытого правительства» действительно будут внедрены в жизнь, то на условном «пульте управления премьером», который пока ещё действительно находится в руках Владимира Путина, останется только одна работоспособная кнопка: «Вкл./Выкл.»
Все прочие регуляторы и ползунки, ранее позволявшие относительно плавно менять ход мысли и направление активности внутри тандема, окажутся заблокированными. Система власти, лишённая каких-либо механизмов «тонкой подстройки», автоматически превратится в инструмент одноразового применения. Снятый к тому же с гарантии по причине неавторизованного внешнего вмешательства.
Что же будет, если в критический момент не сработает и эта «последняя кнопка»? Тогда в стране вместо обещанного нам с приходом нового кабинета «экономического бума» вполне может произойти большой и очень-очень болезненный «бэмс». Уже сегодня о такой перспективе стоит крепко подумать всем людям, неравнодушным к судьбе России, вне зависимости от их политических взглядов и предпочтений.