Своеобразный антирекорд установили прошедшие 10 июня выборы мэра Красноярска – на них не пришли почти 80% избирателей. Вопреки некоторым радужным прогнозам, явка составила всего 21,25%. Однако по закону её нижний порог не установлен – выборы признаны состоявшимися.
На них с большим преимуществом победил кандидат от «Единой России» Эдхам Акбулатов, набравший почти 70% голосов. Единый кандидат от оппозиции Александр Коропачинский («Справедливая Россия») занял лишь третье место – 11,33% голосов. Красноярск стал первым городом в России, на всех участках которого были установлены КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней). Эти электронные устройства резко сужают возможности для фальсификаций.
Конечно, выборы мэра не вызывают ажиотажа среди граждан во многих регионах страны. К примеру, в 2008 г. в Архангельске на них пришли всего 18,23% избирателей. В том же году при очень низкой явке состоялись и выборы мэра Владивостока: на участки явилось 20,96% горожан. Ещё меньшей популярностью пользуются местные референдумы и выборы в различные местные парламенты – народ просто плюёт на них. В 2005 г. не состоялись выборы в Курганскую областную городскую думу. Средняя явка по разным участкам составила 11–13%. Рекордсменом же является Великий Новгород. В 2006 г. на референдум о порядке выборов мэра пришли всего 8296 новгородцев – 4,5% от общего числа избирателей.
Тем не менее в Красноярске ранее такой апатии не наблюдалось. В 1990–2000 гг. явка колебалась в пределах 40–60%. На последних выборах мэра в 2008 г. к урнам пришли более 50% избирателей. Всё это дало повод экспертам утверждать, что сильное разочарование в государственных политических институтах добралось и до этого города. Народ уже просто не верит, что с помощью выборов можно хоть как-то изменить свою жизнь. Сыграла свою роль и предопределённость голосования. Несмотря на то что оппозиция смогла договориться о едином кандидате, сделано это было слишком поздно – к серьёзным выборам готовятся не пару недель, а несколько лет.