Аргументы Недели → Политика № 22(314) от 14.06.2012

С белой лентой на горле

, 16:47 , Главный редактор АН

В Москве вновь прошёл многотысячный митинг против политики В. Путина. Его корни следует искать в сентябре минувшего года, когда Путин и Медведев объявили, что меняются местами. А при реализации этой задумки на декабрьских выборах в Думу и всех последующих было много вопросов о чистоте выборов. Как следствие – активная часть населения вышла на митинги. Выпущенного из бутылки в сентябре прошлого года «джинна» так и не удалось загнать обратно. Не испугали даже драконовские репрессии за так называемые нарушения на митингах, обыски и аресты среди их организаторов и участников. Спрашивается – зачем В. Путину такие проблемы?

В чём, собственно, состоят главные требования «несогласных горожан»? Честные выборы поначалу даже не упоминались. На протяжении последних десяти лет смутное недовольство просматривалось в отношении разного рода реформ типа военной или образовательной и постоянного роста цен на всё без исключения. В отсутствие перспектив найти хорошую работу сотни тысяч молодых людей и грамотных специалистов просто уехали куда подальше. Говорят, к примеру, что в американских фирмах, связанных с авиационным и ракетным двигателестроением, работает уже до 30% инженерно-конструкторского персонала – беженцев из России.

Ещё одной причиной того смутного недовольства было и отсутствие какой-либо справедливости в распределении национальных богатств, выраженных в понятных всем денежных доходах граждан. Говорят, что всего лишь пятистам российских семей принадлежат едва ли не 80% всех национальных богатств. Уровень доходов наиболее богатых превышает доходы самых бедных в 16 раз. Причём богатство это, как правило, было нажито не честным трудом, а банальным воровством бюджетных денег или близостью к большому начальнику. Прежде всего – к самому Путину. Его бывшие сослуживцы, соседи по даче и тренировкам в спортивном клубе стали руководителями госкомпаний, долларовыми миллиардерами и владельцами нефтяного, страхового, финансового, строительного и много ещё какого бизнеса. Их дети зачастую занимают руководящие должности в крупных государственных банках.

Но – кажется – Бог с ними. В конце концов государственные ресурсы и предприятия, владельцами которых они стали в одночасье, принадлежат российским гражданам. В отличие, скажем, от бывших стран народной демократии. Там местную промышленность, землю, банки за гроши (но по-честному) отдали немцам, американцам и другим новым старшим братьям. У Путина господствовал другой принцип – лучше свой Ротенберг, чем американский Ротшильд. К тому же у своих всегда можно всё забрать назад государству, как у Ходорковского. При этом «чужих» представлять врагами, которые устраивают козни вокруг нашей Родины.

Но всё чаще начали случаться события и назревать негативные тенденции, объяснить которые кознями внешних врагов было уже нельзя. Можно перечислить хотя бы те, которые упоминались в «АН». Это целенаправленное умерщвление авиапрома, станкостроения, военной медицины, примитивизация начального и среднего образования, фактическая отмена бесплатного здравоохранения и высшего образования. На очереди «монетизация» госуслуг.

Поэтому грядущих выборов в Госдуму и выборов президента ждали как никогда. Активная часть населения хотела перемен. При этом почти все понимали, что именно Путин, проще чем другие, может стать президентом. Он им и стал. Но «авгиевы конюшни» остались теми же. В правительстве остались монстры типа Мантурова и Сердюкова. Или заместители других монстров, которые из министерских кресел переместились в Кремль, а их места заняли их заместители. Пара новых людей типа Абызова ничего кроме недоумения вызвать не могут. Что можно ждать от этого вице-премьера, который, будучи заместителем Чубайса в РАО «ЕЭС», стал на его обломках долларовым миллиардером? Для таких власть – всего лишь одна из форм бизнеса. Здесь не будет бескорыстного служения Отечеству.

Поэтому рост протестного движения, главным лейтмотивом которого стал лозунг «Долой жуликов и воров!», сам Путин мог легко свести на нет, радикально обновив правительство. Достаточно было поручить формирование кабинета авторитетному человеку, хотя бы из губернаторского корпуса, призвать в министры профессионалов по соответствующим отраслям и не думать при этом, что он бросает своих. Они по-тихому расползлись бы по заграничным щелям, чтобы тратить «нажитое непосильным трудом» в правительстве, и молили Бога, чтобы о них никто не вспоминал.

Но пока наш президент не замечает очевидного: как белая ленточка – символ протеста – медленно опутывает его ставшую анахронизмом властную вертикаль.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram