Бывший глава «Росмолодежи» Василий Якеменко осваивает оппозиционную риторику и запускает сразу два новых проекта. «Партия власти» - это его личный проект. Партию «Умная Россия» создают комиссары движения «Наши».
Разговоры о том, что проект «Наши» закроют, а Якеменко слетит с должности главы «Росмолодежи», шли буквально с декабря 2011 года, когда в Москве начались массовые митинги оппозиции. Тогда стало ясно, что «Наши» не выполнили уготованную им роль тормоза «оранжевой чумы». И первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, который отвечал за внутреннюю политику страны почти 12 лет и считался идеологическим отцом «Наших», был заменен Вячеславом Володиным. В апреле в СМИ появилась информация о том, что Якеменко на встрече с комиссарами движения объявил о его закрытии и прекращении финансирования. Тогда же пошли разговоры о том, что на базе «Наших» может появиться новая партия. Так и случилось.
Только вместо одной партии будет две. Якеменко отмечает, что его «Партия власти» никак не будет связана с «Умной Россией» и даже выступит конкурентом нынешней партии власти, использовав риторику уличных протестов оппозиции. По словам одного из близких к Якеменко комиссаров, говоривших на условиях анонимности, - идея новой партии возникла года два назад: «Он всегда на всех совещаниях говорил, что было бы хорошо создать свою партию вместо «Единой России». А потом где-то осенью Вася пришел к Суркову и рассказал про эту идею». Сурков идею одобрил.
Новая партия будет стараться дистанцироваться от прежних проектов Якеменко, у нее несколько иная целевая аудитория: люди в возрасте от 25 до 40 лет. «Те, кто работает в сфере услуг, СМИ, IT-технологий. Те, кто сейчас себя активно проявил в оппозиционной деятельности, в Оккупаях и уличных акциях протеста», - говорит тот же комиссар. По его словам, «Партия власти» - это механизм, нацеленный на чистку рядов «Единой России». Путин хочет избавиться от ЕР и всего, что с ней связано, но просто ликвидировать ее не может, потому что это будет слишком очевидно, - говорит источник. - Поэтому решили пойти на другую кардинальную меру - создать новую партию. И Якеменко, как никто, подходит для этого проекта».
Вместо того чтобы бороться с оппозицией, они просто возьмут их лозунги себе на вооружение, считает комиссар. Какой будет структура новой партии, кто из известных людей в нее войдет, как будет выглядеть программа - Якеменко пока не говорит. Мол, проект еще в стадии разработки. Пока известно лишь, что из «Наших» он заберет активный костяк и попытается привлечь в партию бизнесменов, которые помогут с финансированием (сейчас проект существует на деньги самого Якеменко, бюджет - 5 млн рублей). Подготовкой идеологической платформы занимается бывший идеолог «Единой России» Алексей Чадаев.
Со слов источника The New Times, для раскрутки собираются привлечь известного журналиста и главного редактора «Русской службы новостей» Сергея Доренко и телеведущего Сергея Минаева. Ни Чадаев, ни Доренко на звонки не ответили. Сергей Минаев сказал, что таких предложений пока не получал.
Среди активистов движения «Наши» возник раскол: далеко не все рады созданию партии на базе движения, вероятно, потому, что не все смогут туда войти, сообщает информатор The New Times. Кадры будут набирать в основном из тех «нашистов», которые участвовали в проектах «Росмолодежи». Инициатором и координатором «Умной России» называют нынешнего лидера движения, 32-летнего Никиту Боровикова. По словам активистов, с одной стороны, этот проект нужен для демонстрации некоего социального лифта нашистов, с другой - надобность самого движения вызывает сомнения в Кремле, и партию придумали для того, чтобы не «сливать» его безрезультатно. Что подлежит полной ликвидации, так это радикальное крыло «Наших» - движение «Сталь». Их офисы в регионах уже закрываются.
«Можно сказать, что «Умная Россия» - это знак благодарности за проделанную работу. Все самые перспективные и креативные люди уйдут к Якеменко, а комиссары останутся на бюджете «Росмолодежи» в «Умной России», - говорит один из комиссаров. 23 мая прошел первый съезд партии. Он был закрытым как для журналистов, так и для многих «нашистов». Свозили туда в основном региональных комиссаров.