Альфред Кох: Систему власти в России ожидает кровавый закат?
14 апреля 2012, 12:04 [ «Аргументы Недели» ]
Альфред Кох, вывший член правительства, а ныне бизнесмен, блогер и журналист, предрек скорый закат системы власти в России. Он отвел ей не больше двух лет, если все останется по-прежнему, однако опасается ее отчаяния и репрессий.
В обширном интервью, которое он дал в программе «2012», бизнесмен высказал мнение, что в существующем виде властные структуры России не смогут править больше двух лет ни при каких условиях, Кох считает, что объективные законы развития общества и экономики переломить не удастся, на то они и объективны. У власти есть шанс немного задержать свое падение путем репрессий, если она не начнет демократического реформирования системы.
«Вариант усидеть ей возможен только либо в варианте ее резкого ужесточения и превращения в открытый репрессивный режим, куда она, на мой взгляд, достаточно зримо дрейфует (достаточно посмотреть, во что превращается наша судебная система и правоохранительная система). Либо она пойдет по пути либерализации и в той или иной степени плавности перейдет в нечто подобие демократии со сдержками и противовесами, с неким разделением властей, со свободной прессой, с независимым рынком, с каким-то сужением полномочий государства и, соответственно, со снижением коррупционной составляющей», - сказал Кох ведущим передачи Ксении Лариной и Виталию Дымарскому в ответ на волнующий слушателей вопрос, есть ли шанс у России измениться.
Политик не знает, способна ли власть к самостоятельным изменениям – он только может утверждать, что меняться она категорически не хочет. За тот короткий период времени, когда давление общества стало очевидным и явным, и когда от этого давления уже невозможно отмахнуться и сделать вид, что его не существует, за этот момент можно сделать только один вывод, что она не хочет меняться. «Но способна ли она меняться? – это другой вопрос. И как скоро наша ситуация достигнет того момента, когда власть поймет, что ей нельзя не меняться и уже вопрос, меняться она будет или нет, зависит не от ее желания, а что это объективное требование времени, ситуации, расклада сил и так далее, и так далее... Я не берусь сказать, как скоро это случится, но это точно случится внутри президентского промежутка, а не после 6 лет», - задал Кох вопрос сам себе.
Кох заверил, что опирается на исторические аналогии и выводы его носят не столько эмпирический, сколько уже теоретический характер, поскольку он является в этой области опытным специалистом. В качестве примера аналогичных исторических ситуаций он приводит Польшу конца 80-х и Советский Союз конца 80-х, которые рухнули, несмотря на все усилия власть предержащих. По его мнению, стране предстоят столь тяжелые экономические испытания, как пенсионная реформа, наращивание военной мощи и реформирование оборонного комплекса, что сегодняшняя система устройства власти и ее взаимодействия с экономикой просто не выдержат.
Он настроен пессимистично относительно наличия у путина способности и желания снизить авторитарность режима: - «Плата за адекватность политической системы – это утрата авторитарности. Поэтому на это, насколько я понимаю, Путин пойти не может».
Сравнивая современную властную вертикаль с царским режимом, Кох пришел к выводу, что Путин, когда-то контролировавший элиты, и подстроивший их под себя, уже давно стал их заложником, и может быть просто сметен вместе со своим аппаратом в войне элит за передел власти: «С одной стороны, они охраняют власть, а с другой стороны, они ее и составляют. Ведь, смотрите, там, условно говоря, дворянство как класс, который вокруг царя сформировался, он сначала, действительно, зависел от царя, потому что царь давал им землю, они от нее кормились… Но потом к концу Российской империи, в начале XX века дворянство уже не играло такой роли… особенно после того, как жалованная грамота дворянства освободила их от необходимости нести службу, но оставила им земли. И превратилась в тормоз. И уже царь служил дворянам, потому что совершенно очевидно, что уже после первой русской революции необходимо было ликвидировать помещичьи землевладения и пойти на тот вариант земельной реформы, которую предлагала 6-я Государственная Дума. Однако, уже правительство Столыпина, понимая, что это непробиваемый через царя вариант, вынуждено было пройти на тот вариант реформы, которая сохраняла помещичьи землевладения, а крестьянам давали землю в Сибири – это разрушало общину и так далее. И поэтому уже царь зависел от дворян, а не наоборот, и уже они составляли власть. Царь им прислуживал, а не они царю».
«Путин, может быть, уже начинает понимать, а, может, еще не начинает понимать (может быть, это наши догадки, некий такой антропоморфизм), что он особо-то ничем не управляет. Что его команды выполняются лишь только в той части, в какой хотят их выполнить», - с надеждой резюмировал бизнесмен.