Ведущий политический аналитик Московского Центра Карнеги Лилия Шевцова разъясняет в интервью Stern, почему победа Путин означает конец эпохи его правления.
Никто не мог рассчитывать, что президентские выборы, прошедшие в минувшее воскресенье в России, будут "чистыми", считает авторитетный политолог. "Путин должен был получить то количество голосов, которое не было бы для него унизительным", - комментирует она результат в 64%.
По словам Шевцовой, сторонников действующего российского премьера привезли в центр Москвы для участия в пропутинской демонстрации на автобусах. Так же, по словам эксперта, их подвозили и к избирательным участкам. "Я была вечером (4 марта) на Красной площади. Там не было москвичей. Кроме того, уже через 10 минут после срывающейся в истерику речи Путина-победителя демонстрантов и след простыл".
Лилия Шевцова выражает озабоченность тем, что России после выборов предстоит столкнуться с весьма неприятным развитием событий. "Путин уже перед выборами значительно ужесточил свою риторику. Впервые он почувствовал настоящую угрозу своему господству". Об этом свидетельствуют "срывающийся на истерику тон его выступлений, образы врагов, победоносные лозунги - все это напоминает стиль тоталитарных правителей. Таких, как Сталин или Муссолини".
В Путине Шевцова видит "ужасную смесь бюрократа советской закалки, тоталитарного правителя и уличного бандита".
Политолог не согласна с предположением, что после выборов агрессивная риторика пойдет на спад. Ситуация изменилась. "Путин утратил легитимность власти. Он потерял такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург, - большое унижение для автократа… Он ни в коем случае не хочет повторения ситуации, аналогичной 1991 году", когда Горбачев утратил контроль над страной.
Комментируя ситуацию с протестными акциями, эксперт отмечает: "Путин не желает кровопролития - он не станет диктатором по северокорейскому образцу. И кремлевская элита кровопролития не хочет: она ощущает себя частью Европы, ее дети учатся там, там же находятся их деньги. Я бы сравнила Путина с Мубараком".
Шевцова считает, что Путин не собирается проводить масштабные реформы. "Настоящие реформы означают конкуренцию. Они подразумевают свободную прессу и телевидение, главенство закона и решительную борьбу с коррупцией". Настоящие реформы означали бы конец системы, констатирует она.
Надежды на будущее Лилия Шевцова связывает с политическим движением, которое должно вырасти из нынешнего гражданского протеста. "Мы должны сейчас объединить все демократические оппозиционные силы и потребовать реформы конституции и окончания самовольного правления". "Пока Путин сидит в Кремле протестное движение будет шириться. России нужна трансформация системы. Но это потребует времени", - заключает политолог, добавляя, что победа Путина на выборах знаменует собой конец его эпохи. "Путин - как актер, за которым уже закрылся занавес, а он все никак не уходит со сцены".
Европа и, прежде всего, Германия должны открыто озвучивать свою позицию, убеждена Шевцова. Она даже добавила, что Германия могла бы облегчить Путину уход из власти, приняв его у себя.