Каста неприкасаемых – судьи и прокуроры - могут утратить свой особый статус
1 февраля 2012, 13:34 [ «Аргументы Недели» ]
Адвокат, председатель комиссии Общественной палаты Анатолий Кучерена рассказал, что каста неприкасаемых – следователей, судей, прокуроров и адвокатов, вероятно, скоро утратит свой особый статус.
Генпрокуратура внесла в администрацию президента законопроект, по которому станет возможным возбуждать уголовные дела в отношении этих спецсубъектов. Раньше даже пожаловаться на их плохую работу было некому, хотя с такими фактами сталкивались многие из нас. Подробнее о новом законопроекте Кучерена рассказал в программе "Утро России".
Правозащитник уточнил, что процедуры привлечения к уголовной ответственности следователя, адвоката, сотрудника правоохранительных органов и раньше была предусмотрена. Однако законопроекта, как такового, пока нет, хотя разговоры о нем ведутся достаточно давно.
Предлагается дать возможность Генеральной прокуратуре возбуждать уголовные дела в отношении спецсубъектов. Но, с другой стороны, есть Следственный комитет. Как заявил Анатолий Кучерена, "я не являюсь сторонником того, чтобы сегодня опять возвращаться к тому, что уже было". "Мы много лет добивались, чтобы у нас был единый Следственный комитет, и он сейчас создан. Теперь все расследуется в одном ведомстве, а значит, есть какая-то корпоративная этика, соответствующие показатели правоохранительного подразделения", - отметил Кучерена.
Но когда этим занимается совершенно иная структура, которая не заинтересована в показателях, в данном случае – Генеральная прокуратура России, значит, она менее качественно будет осуществлять надзор, считает адвокат.
Анатолий Кучерена убежден, что нужно идти по тому пути, который уже создан. Однако не исключил, что стоит подумать о полномочиях прокуратуры в этой части. "У ведомства не те полномочия, чтобы где-то оперативно реагировать, где-то пресекать действия следователей, которые нарушают права человека", - заключил председатель комиссии Общественной палаты.
Анатолий Кучерена признал, что жить в стране, где есть спецсубъекты, даже звучит не совсем здраво. "Но у нас есть определенная процедура и правоприменение, которые позволяют сегодня все эти вопросы решать", - подытожил адвокат.