Рокировки – они только в шахматах дают очевидное преимущество для игроков. В первую очередь – защиту короля. В политической жизни «рокировка», которую предприняли члены тандема, привела к вполне предсказуемому обратному результату. Последовавшая за этим фальсификация выборов в Думу только подлила масла в огонь. Народ вышел на улицы, чтобы защитить собственное достоинство.
И всё же – это довольно поверхностная точка зрения. Причины протеста гораздо глубже.
Цикл – всему голова
В Российской истории давно просматриваются 12-летние временные циклы, заметно влияющие на её ход. Начнём с венчания на царство Николая II (1894 год):
Это «Абсолютная монархия» – «Конституционная монархия» – «ВОСР» – «Приход Сталина» – «Диктатура» – «Начало Хрущёва» – «Начало Брежнева» – «Безвременье» – «Начало Ельцина» – «Начало Путина» – «Текущий момент» – «Потенциальное завершение второго пришествия Путина».
Если по годам, то 1894 – 1906 – 1917 – 1929 – 1941 – 1953 – 1964 – 1976 – 1988 – 2000 – 2012 – 2024.
1976 год соответствует началу безвременья, когда коммунисты отказались реформировать СССР по восточноевропейскому и позднее – китайскому варианту. «Застой» продлился 12 лет, после чего и бабахнуло!
«Путинские» 12 лет были для страны относительно спокойны. Его вертикаль власти, при ручном управлении и управляемой демократии, выглядели совсем неплохо, особенно при высоких нефтяных ценах. Не было войн, зарплаты и пенсии росли. Народ валом повалил за границу на отдых и ПМЖ. Это нравилось подавляющему большинству населения.
Так что нельзя утверждать, что Путин задушил вольнолюбивый народ России. Жёсткий патернализм был всего лишь ширмой. За ней в Думе мирно существовали партии «государственников», представляющих интересы бюрократии.
Но такой, по выражению У. Черчилля, «отеческий деспотизм» можно терпеть только от большой усталости. Сил же у народа накопилось аккурат через 12 лет – к 2012 году. К этому времени воровство в государственных масштабах достигло невиданных размеров. Россия откатилась на задворки мировых держав в последние ряды по многим ключевым показателям. На пороге возник новый 12-летний цикл. Его приход не заметил никто – ни власть, ни оппозиция.
Новое поколение сегодня простит, завтра – отомстит
Кремль игнорировал протесты в Химкинском лесу, бойню в Кондопоге и Туапсе. Замылил Сагру и убийства футбольных фанатов в Москве. Проспал «Манежку» и ненависть автолюбителей к «мигалкам». Проигнорировали это и представители несистемной оппозиции. Они проспали срочную необходимость собственной самоорганизации и серьёзной подготовки к выборам 2011 и 2012 годов.
Если бы не «прошлёпали» ушами, то А.Навальный был бы выдвинут кандидатом в президенты от инициативной группы, а не провёл в полицейском «обезьяннике» те две недели, когда и можно было провести его выдвижение кандидатом в президенты России. Да и «Яблоко» вполне могло стать новой платформой для либеральной оппозиции, обзаведись оно заранее новыми лидерами.
Поэтому, если и стоит говорить о перевыборах в Госдуму, то только не по причине их декабрьских фальсификаций. Избранная Дума не представляет народ. Так же Съезд народных депутатов РСФСР не представлял страну в 1993 году, через три года после развала СССР.
И сейчас власть может закрутить гайки, как в 1976 году. Но тогда рванёт не хуже, чем после «перестройки». С развалом и анархией. Так может закончиться второе пришествие Путина. Новое поколение отомстит ему и уж точно не пощадит. Сегодня оно ещё пребывает в романтическом периоде.
Generation «P» меняется на IT-generation
На смену сырьевым мозгам в России приходят сетевые и гаджетовые. Отцы не могут зачастую понять, как действуют электронные игрушки и диву даются, как их малолетки лихо с ними обращаются. Мы становимся для них чем-то глубоко отсталым и почти недостойным уважения. Для них понятие «авторитета» не является вечной аксиомой: Интернет мгновенно штампует их на конвейере, и так же быстро забывает.
Тем временем запудренные ТВ-мусором и жвачкой мозги отцов и в первую очередь больших начальников отказываются понимать их современную техническую логику. Интернет стал закрытой для замшелых стариков цивилизацией.
Похоже, и Путин не понимает, как им пользоваться. Все его помощники – из того же теста. Они не знают, что новое поколение предъявило им претензии, как к проедателям их будущего. Лощёные «папики» громят заводы, воруют земли, нефтепроводы, уводят из госбанков миллиарды рублей и надеются, что всё сойдёт им с рук. Но это невозможно в наступившей новой эре, когда секретов не осталось. Кто и сколько ворует, знают все. Все по делам своим и получат.
При этом молодёжь в отчаянии понимает свою невостребованность в этом мире лжи, воровства и клановости. Так и возникает мобильная и порой мгновенная самоорганизация IT-generation. Но при заметной панике власти ей действительно пока не с кем говорить, по причине политической незрелости этого поколения. Остаётся обещать честность при президентских выборах. Вернуть выборность губернаторов и запросто регистрировать партии. Это уже немало.
Что дальше?
Пора наконец заняться партийным строительством. Выработать идеологию, расставить кадры. В1991 году такой стала «Демократическая Россия». Её беда была в том, что создавали её под вождя Б. Ельцина. Как только она ему надоела, то развалилась, и на её обломках появились ПРЕС, «Яблоко», «Выбор России», ДПР. Но и они долго не продержались. Так что главное в партстроительстве – не сотворить себе кумира и не дать волю амбициям её организаторов.
Умеренным лучше избавиться от радикалов и вступить в диалог с властью. А власть не должна высокомерно отталкивать их от себя. Такой вариант может показаться утопичным. Мы привыкли, что победитель всегда прав. И так до нового победителя. Но мы не хотим кровавых потрясений. Общество и власть за год-полтора должны подготовиться к движению вперёд и идеологически, и организационно.
Власть успеет осуществить необходимую правовую подготовку. Решить ряд собственных шкурных проблем. А в обществе тем временем сформируется конкурентоспособная партия, без которой новые выборы дадут прежний результат. Иначе скроенная наспех вождистская структура родит в себе и выплеснет наверх несколько авантюристов, желающих служить обществу и стране только во время митингов. Такой уже была история с Ельциным.