Уже не за горами главное политическое событие наступившего года - выборы президента страны. И хотя их результат предугадать не так уж трудно, тем не менее, недостатка в разного рода прогнозах (скажем, о количестве туров и голосов, «втором» претенденте и т.п.) явно не будет. На вопросы «АН» сегодня отвечает директор Фонда эффективной политики ГЛЕБ ПАВЛОВСКИЙ:
«Некоторые губернаторы могут выйти из повиновения»
«Что касается вопроса о количестве туров, то сегодня идет борьба среди нескольких сценариев, и самый тупой из них - это так называемая победа в один тур. Потому что это означает неправильную оценку ситуации со стороны и путинского аппарата и, может быть, самого Путина (мне об этом сейчас сказать довольно-таки трудно, потому что я, как говорится, свечку не держу). Посыл победы Путина в первом туре фактически задает невозможную задачу всей региональной системе власти. Когда она находится под огнем критики и когда надо очень осторожно и аккуратно «отползать» в сторону от разъяренного общественного мнения, региональная власть, наоборот, вынуждена кидаться на амбразуру и делать новые выборы любой ценой. Это крайне опасно и может закончиться даже надломом каких-то представителей номенклатуры. Например, я не могу исключать того, что какие-то губернаторы выйдут из повиновения и отколются от власти еще до 4-го марта».
«Система Путина» не поддерживает самого Путина»
«Конечно, все это будет нагнетать недовольство всех и без того недовольных групп, которых будет становиться все больше и больше. И какую цифру победы Путин ни покажет, ей просто не будут верить в этой ситуации. В любом случае останется то ли легенда, то ли истина (этого уже никто не поймет) о том, что не было никакой победы. Для Путина это может означать только одно: с самого первого дня вступать в президентство России «хромой уткой».
Но ведь у Путина есть просто колоссальный ресурс – и социальный, и избирательный, и материальный! Более того, я бы сказал, что у него есть огромный ресурс привычки к нему самому. Конечно, всего этого достаточно для победы, но парадокс заключается в том, нынешняя система Путина не может мобилизовать ресурсы поддержки Путина. Эта система отчасти распалась, отчасти устарела и уже сама не понимает, с чем имеет дело. Поэтому, опираясь на эту систему, Путин теряет свой собственный ресурс и поддержку. Ему приходится имитировать, а имитировать эта система тоже не умеет. Вот и происходит то, что мы видим: кризис разрастается при отсутствии явных экономических и социальных причин».
«Сердитое общество должно получить утоление своей ярости»
«Установка только на один тур стратегически ошибочна, потому что она лишает Путина возможности маневра среди новых сил общества. Более того, такая установка искусственно ссорит его с этими силами. То есть он вынужден заходить все дальше, ссорясь с разными группами еще до того, как он понял, друзья они или враги. Эта система и изолирует его, и лишает друзей. И как в условиях России в этой ситуации приступать к президентству?
Я много раз говорил, что Россия – это «очень опасный зверь». Но мы опасны в основном для самих себя, а не для окружающих. Этого «зверя» надо кормить, и не только социальными выплатами, но и какими-то маленькими успехами, маленькими победами. Когда общество так сердито, его и надо накормить, то есть оно должно получить утоление своей ярости. И оно могло бы получить это утоление, символически «наказав» Путина в первом туре и надув тех или иных кандидатов – Зюганова, Прохорова, Миронова, не важно, кого - и тогда удар был бы амортизирован. А вот уже во втором туре можно было бы построить кристально честную легитимную кампанию, желательно даже с дебатами, в которой Путин победил бы «по очкам», - победил бесспорно, с не менее чем 60% голосов. Конечно, это был бы не Путин 2000 года, но и мы, слава богу, не воюем в Чечне и нам теперь не нужен военный вождь. Теперь стране нужен более буржуазный президент, спокойный, нормальный и опирающийся на разные силы. Поэтому те, кто сегодня нашептывает Путину, что он ослабеет, если поддастся обществу, - на самом деле являются его недругами».
«Путину надо победить сильного кандидата»
«Раньше у нас была безальтернативная ситуация как с тем, кто у нас главный политик, так и с кандидатом второго тура. Но сегодня это уже спорный вопрос, потому что неизвестно, куда кинется избиратель. Ведь, с одной стороны, он очень сердит, а с другой, уже хочет нового. Проблема всей нашей «троицы», этих лидеров парламентских фракций, да и Явлинского тоже, заключается в том, что все они, к сожалению, уже старики. Для людей возраста 30 лет и моложе они, как Храм Василия Блаженного, психологически как будто были всегда и уже слишком старые, чтобы за них голосовать. Так что не исключено, что избиратель будет метаться, и многое зависит от того, как поведут себя сами кандидаты. Поэтому и у новых кандидатов (Прохоров) есть не нулевые шансы, и даже у Явлинского. Но это зависит от того, как поведут себя все эти «старики». Пока они ведут себя очень глупо и стараются, «задрав штаны, бежать за комсомолом». Они присоседиваются к митингующим на Болотной площади и думают им понравиться. Но ведь они им все равно не смогут понравиться, а возглавить их им не дадут. Поэтому они могут растерять старых избирателей и не получить новых. Вообще сейчас ситуация некой растерянности, и могут быть любые неожиданности.
Формально наилучшие шансы выхода во второй тур, конечно, у Зюганова. Однако для Путина это будет уже Пиррова победа. Дело в том, что легитимность Путина включает в себя и то, кого именно он победит. Зюганов слишком прост для победы, и Путину надо было бы победить кого-то посильнее, но среди кандидатов таких слишком мало. То есть, ему надо победить человека, который воплощает некие новые демократические пожелания городского российского общества, скажем, того же условного Явлинского или Прохорова. Однако это уже вопрос к этим кандидатам, насколько интересно они смогут провести кампанию. Я пока ничего нового и интересного у них не вижу. Но мы только перевалили Старый Новый год, и уже к началу февраля многое будет выглядеть более определенно».