Аргументы Недели → Политика

Чего не хватило ПАРНАСу, чтобы стать партией?

, 14:41

История с отказом Минюста зарегистрировать Партию народной свободы, судя по всему, еще не окончена. Мосгорсуд в минувшую пятницу направил в нижестоящую инстанцию дело об отказе в регистрации ПАРНАСа. Однако шансов стать настоящей партией у ПАРНАСа немного. Как по формальным признаком, так и по более глубинным причинам.

Адвокат ПАРНАСа Вадим Прохоров считает, что после решения Московского городского суда "в первой инстанции будет вновь рассмотрен вопрос о незаконности отказа в регистрации партии". Однако это не совсем так. Замоскворецкому суду столицы действительно предписано устранить процессуальные нарушения, но это не означает давать повторную оценку делу по существу вопроса. Суд, рассматривая иск, объединил в одно производство сразу два заявления, в которых оспаривался отказ зарегистрировать партию. Минюст это решение оспорил, в результате чего и появилось предписание Мосгорсуда.

Пока идут юридические разборки, на свет стали выплывать подробности того, как в реальности создавались региональные отделения не зарегистрированной партии. И нет ничего удивительного, когда выясняется, что кое-где они существуют лишь на бумаге.

Согласно действующему законодательству, для регистрации партии такие отделения должны быть созданы не менее чем в половине субъектов РФ, причем в каждом таком отделении должно быть не менее 500 человек. Общая численность партии при этом должна составлять не менее 40 тысяч.

Условие очень жесткое, близкое к запретительному, и многие правозащитники подвергают его критике. Но это требование закона, которое никто не отменял. Выполнить его удается очень немногим. Удалось ли это на самом деле сделать учредителям новой партии?

По данным интернет-издания "Правда.ру", лидером регионального отделения Партии народной свободы в Саратове значится Виталий Павлов. По словам главного редактора газеты "Саратовский репортер" Сергея Михайлова, примерно в конце марта этого года Павлов предложил помочь с организацией в Саратове филиала Партии народной свободы. "Сказал, что необходимо найти людей, которые образуют здесь региональное отделение и недвусмысленно намекнул, что эта работа будет оплачена. Порядка 500 рублей за будущего члена", - рассказал Михайлов.

Известный в Саратове оппозиционер Владимир Спирягин также в первую очередь говорил о деньгах: "Партия народной свободы в Саратове - это мираж, и даже, наверное, хуже, так как от миража нет никакого вреда. Эта партия ознаменовала свое появления здесь громким скандалом, за деньги вербуя саратовцев в свои ряды".

По словам Спирягина, представители других оппозиционных партий хотели присутствовать на мероприятих ПАРНАСа, однако их не пустили. А сам Виталий Павлов, по словам оппозиционера, вообще куда-то исчез.

Сайт Politonline.ru рассказал историю самарского отделения ПАРНАСа. По данным Партии народной свободы, региональное отделение действует до сих пор. Однако бывший руководитель отделения Александр Паулов утверждает, что из прежнего руководства в нем остались только три человека - "из Сызрани, Тольятти и Самары". Новой учредительной конференции, на которой были бы перевыбраны руководители отделения, в Самаре не проводилось.

Руководитель пензенского отделения Партии народной свободы Алексей Пиманов заявил прессе, что вообще не давал согласия на свое выдвижение, не подписывал никаких документов и не принимал участия в выборном собрании. Все это не помешало Пиманову стать во главе местной ячейки ПАРНАСа... Пиманов не отрицает, что пытался создать региональное отделение партии, однако потерял к этому делу интерес после того, как не смог набрать достаточного количества людей. Однако руководители ПАРНАСа в Москве сообщили, что в Пензе прошло собрание из 250 человек, на котором Пиманов был избран руководителем отделения.

Список этими тремя городами не ограничивается. По сообщениям самих оппозиционеров, либо вовсе не были сформированы, либо "нарисованы" на бумаге отделения ПАРНАСа в Адыгее, Башкирии, Карелии, Краснодарском крае, Чувашии, Владимире, Нижнем Новгороде, Кирове. И это уже не говоря о скандалах с включением в списки людей, пребывающих в местах заключения или умерших….

То, что формальные нарушения имеют место при регистрации практически любой политической партии, оспаривать невозможно. Как и то, что для выполнения требования Минюста надо обладать не только достаточным ресурсом, но и солидным запасом прочности, базирующимся на общей идее, которая объединила бы людей.

Однако быстренько, к выборам переформатировать разношерстную оппозицию, которая не может прийти к согласию практически ни по одному вопросу (кроме общего негативного отношения к существующей власти) в единую политическую силу, судя по всему, не так просто. Идеи разрушения в современной России явно мало для того, чтобы стать силой, движущей массами. А идею созидания оппозиция до сих пор представить не готова, поскольку это самое созидание и будущее России каждый из них представляет по-своему. И никакой суд разрешить этого основного противоречия не поможет. Ни районный, ни Конституционный, ни международный.

По самой своей сути партия – это общественное объединение единомышленников, имеющая единую политическую программу, которую она стремиться осуществить путем легального прихода к власти. К сожалению, у нас стала слишком распространенной практика, когда партии создаются в большей степени для того, чтобы занять место на политическом Олимпе. Или хотя бы Парнасе. Как кому повезет.  

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram