Холодная дружба Европы и России пришла на смену холодной войне
9 октября 2011, 16:56 [ «Аргументы Недели» ]
Германия в последние два-три года вообще не проводила политики в отношении России, утверждает немецкий политолог Ханс-Хеннинг Шрёдер, которого 5 октября не пустили в Россию. Это первый за 20 лет случай отказа во въезде в Россию немецкому ученому. Шрёдер провел ночь в аэропорту Домодедово, а 6 октября вернулся в Германию.
«Путин в 2001 году и Медведев в 2008 году как раз посылали явные сигналы Западу о готовности к партнерству. В обоих случаях это не нашло поддержки», - утверждает политолог.
«В 2001 году после событий 11 сентября Путин предложил Бушу сотрудничество, дружбу и взаимодействие в борьбе с терроризмом. Но 13 декабря 2001 года президент США Джордж Буш-младший уведомил президента России об одностороннем выходе США из Договора по ПРО и вообще перестал обращать внимание на Россию», - напоминает он.
«Медведев как минимум предлагал нам диалог о совместной стратегии безопасности, в чем мы на самом деле нуждаемся. Но от ЕС и от НАТО на это не последовало никакого разумного ответа. Это и есть холодная дружба», - цитирует Шрёдера Радио Свобода.
«ЕС или его большая часть весьма заинтересован в тесном сотрудничестве с Россией. Для США важнее вопрос ядерного оружия, но их больше интересует Китай, чем Россия. Поэтому, я думаю, Евросоюз должен проводить в отношении России более активную политику», - уверен политолог.
«Путин, как видно из его статьи о Евразийском союзе, намеревается интегрировать страны постсоветского пространства. Евросоюз также стремится к хорошим отношениям с Украиной и с другими постсоветскими странами и не хотел бы помех в этом со стороны России», - говорит ученый, который видит в этом конкуренцию России и Запада.
По его мнению, нельзя исключать, что противостояние обострится, и это будет фатально.
«Противостоять возможной конфронтации может только активная политика Берлина и Брюсселя, политика с конкретными предложениями. Проблемой здесь является и необходимость для Европы согласовывать свою внешнюю политику с США. А США сейчас парализованы предстоящими выборами», - объясняет Шрёдер.
«Если же мы, европейцы, скажем, что мы сделаем что-то и без американцев, то нужны политики в Германии и Европе, которые возьмут на себя подобные инициативы. Это вообще-то должен был бы делать Берлин, но политическая ситуация в самой Германии характеризуется нестабильностью в правительственном лагере. И поэтому особого оптимизма в этих вопросах у меня нет», - добавляет политолог.