Спешка, с которой приходится действовать Михаилу Прохорову, подкрепляя пожарный ребрендинг бедствовавшего на обочине "Правого дела" накануне выборов знаковыми для общества лицами, порождает немало внутрипартийных проблем и колебаний среди потенциального электората. То мы узнаем о согласии абсолютно аполитичной Пугачевой поддержать Прохорова, и гадаем о причинах ее внезапной милости, то об отказе Шевчука, Хаматовой и Акунина стать членами партии… Последний внутрипартийный скандал с протестами против включения в общефедеральный предвыборный список партии Евгения Ройзмана лишь подтверждает эту тенденцию.
После Сагры имя главы фонда "Город без наркотиков" Евгения Ройзмана стало широко известно. Соблазн монетизировать такой политический капитал в избирательной борьбе у Прохорова был велик, и он его решил использовать без колебаний и лишних раздумий. Однако "правороссы" в регионах до сих пор еще помнят о своих былых вольностях и либеральном прошлом, и волевые действия Прохорова далеко не всегда встречают с восторгом. К тому же, многих правых серьезно смутили взгляды самого Ройзмана и никем не опровергнутые сведения о его туманном прошлом.
Евгений Ройзман в политике не новичок. Он уже побывал депутатом Госдумы в 2003-2007 годах. Однако перед очередными думскими выборами он был исключен из списков партии "Справедливая Россия" (депутатом фракции этой партии он был в Госдуме). Как утверждают, "справороссов" смутили сведения в СМИ о связях Ройзмана с уралмашевской ОПГ.
На предложение Прохорова вступить в партию и войти в общефедеральный список Ройзман после некоторого раздумья ответил согласием. Однако накануне партийного съезда представители ряда региональных отделений выступили резко против включения Ройзмана в федеральный предвыборный список. Причем напомнили они Прохорову не только о былых связях Ройзмана в криминальном мире, но и о некоторых националистических высказываниях, а также о том, что сам Михаил Прохоров заявлял, что "националистическим настроениям в партии места нет".
Политолог Виталий Иванов считает, что "Правое дело" в настоящее время все меньше и меньше позиционируется как либеральная партия, становясь всеядной. "Это интерактивный политический проект, такой политический мешок, в который что положишь, то и понесешь. Можно и Ройзмана, и Митрофанова какого-нибудь, да кого угодно", - отметил эксперт.
По его словам, Ройзман был привлечен в "Правое дело" как человек, достаточно известный у себя в регионе, располагающий определенными электоральными возможностями. "Другое дело, что Михаил Прохоров решил сыграть в Кандида-простодушного и сделал вид, что никогда не слышал о правиле, согласно которому люди с криминальным прошлым не могут включаться в партийные списки на федеральных выборах", - отметил Виталий Иванов.
По его мнению, "в данной ситуации Прохоров сам себя загнал в ловушку". "Сначала связался с Ройзманом, а теперь не знает, как с ним "развязаться", чтобы не потерять лица. Отсюда все эти странные упреки в адрес Кремля, который "влазит в наши дела", - отметил политолог.
Окончательно вопрос о включении или невключении Евгений Ройзмана в общефедеральный предвыборный список будет решаться 14-15 сентября на съезде" Правого дела". Представитель Михаила Прохорова уже заявил, что лидер партии при самом плохом варианте "уйдет вместе с ним". Да и Евгений Ройзман цитирует слова Прохорова: "Если ситуация станет критической, уйдем вместе, я же дал тебе слово".
Как выйдет Прохоров из неприятной ситуации – вопрос очень интересный. И это должно ясно показать, состоялся ли Михаил Дмитриевич как политик, которому свойственны гибкость и умение выходить сухим из воды, или он еще только в самом начале пути на выбранном им новом направлении.