Вечером 21 июля представителю Посольства Литвы в Вене (Австрия) было вручено письмо Министерства иностранных дел Австрии, адресованное министрам иностранных дел Балтийских стран, копии которого направлены Европейскому комиссару по вопросам юстиции Вивиан Рединг, а также всем министрам иностранных дел других стран ЕС.
«Литва благодарит австрийских коллег за приложенные усилия, однако остаётся только сожалеть, что в этом письме не содержится ничего нового. Все изложенные в нём утверждения Литве уже известны. Мы также уже публично заявляли, почему Литва не считает эти утверждения достойными аргументами», - прокомментировал полученное письмо Министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис.
Он отметил, что Литва продолжает надеяться получить в кратчайший возможный срок исчерпывающий ответ Министерства иностранных дел Австрии на сформулированные в ноте вопросы, а также ответ Европейского комиссара на обращение Балтийских стран. Нота и обращение были вручены адресатам 18 июля.
В ноте содержится просьба к Австрии объяснить, на основании каких аргументов и почему так срочно Австрия решила освободить подозреваемого по делу о событиях 13 января.
Министр повторно выражает веру в то, что сформированная 21 июля министерствами юстиции Австрии и Литвы рабочая группа экспертов обеих стран расследует все обстоятельства инцидента освобождения Михаила Головатова, и вместе с тем отмечает, что этот вопрос и в дальнейшем будет подниматься на европейском уровне, чтобы подобные случаи не повторялись в будущем.
А.Ажубалис также подчеркивает, что Литва хорошо помнит о поддержке Австрии в борьбе за восстановление независимости в 1991 году и призывает отделять многолетнее партнёрство от поиска правды в конкретных правовых ситуациях.
«Сегодняшние задачи Литвы - в первую очередь, выяснить, почему Австрия проигнорировала право ЕС, позаботиться о том, чтобы действия Австрии получили должную оценку во всём Евросоюзе, и чтобы ЕС хорошо выучил этот урок недостатка солидарности. Извлечение урока из ошибок должно укрепить и сблизить партнёров в Европейском союзе. В этом контексте защита интереса Литвы является и борьбой за Европейский союз и его ценности», - утверждал А.Ажубалис.
В свое сообщении пресс-служба МИД Литвы также напоминает, что 20 июля Генеральная прокуратура Литвы информировала Министерство юстиции Австрии, что Литве, как и публично об этом заявившей В.Рединг, известно о том, что в Австрии действует исключение, согласно которому европейский ордер на арест применяется только в отношении преступлений, совершенных после 7 августа 2002 года. Однако Литве также известно, что, по утверждению Австрийской Республики, в таких случаях европейский ордер на арест автоматически считается прошением об экстрадиции указанного лица.
Из этого следует, что в решении вопроса М.Головатова должен был применяться не только австрийский закон о выдаче и правовой помощи, но и право Европейского союза, а также международные и (или) европейские правовые акты, которые являются частью австрийских федеральных правовых норм и обладают приоритетом по отношению к последним, а именно: Конвенция 1995 года об упрощенном порядке экстрадиции между странами-членами Европейского союза, подготовленная в соответствии со статьей К.3 Договора о Европейском союзе и Конвенция Совета Европы 1957 года о выдаче (экстрадиции).