Ситуация вокруг «Правого дела» после согласия Михаила Прохорова возглавить партию и благожелательной реакции на него со стороны руководства «правых» скорее запуталась, чем прояснилась.
Очевидно, что бизнесмен-руководитель для нормальной политической партии это скорее «минус», чем «плюс». Если только этот руководитель не обладает скрытыми административными ресурсами, которые так важны на предстоящих выборах.
Судя по скорости избавления от денег, которую М. Прохоров демонстрировал в последнее время, такого ресурса у него нет. Да и нужна ли ему партия, будь у него этот ресурс?
Об ожиданиях. «Правое дело» искренне ждет, что Прохоров приведет ее, «неопытную девушку», которая еще ни разу не была в парламенте, на увлекательную тусовку большой политики. Познакомит с большими и серьезными дядями, с которыми ей потом общие дела, даст бог, вести. Прохоров в свою очередь ждет, когда наконец отстанет приклеившийся к нему ярлык «куршевельского плейбоя». Для этого он и предпринимает значительные усилия: финансирует некоторые кремлевские «озерные» проекты, строит «ё-мобили» и т.д. Кремль же, коллективный разумеется, помогает Прохорову избавиться от излишков финансовых средств, которые тот сконцентрировал в последнее время.
В общем все довольны, счастливы и даже готовы поделиться этим счастьем с другими участниками электоральных процессов в 2011 году. Не зря после информации о перспективах «Правого дела» поползли слухи, что, возглавив «праводельцев», Прохоров сразу же начнет раздавать деньги и «ё-мобили». Приученная к бесплатным пряникам на избирательных участках публика уже начинает выделять слюну и демонстрировать свои ожидания с помощью хвоста.
Возникают и вопросы, актуальность которых затемнена на фоне общей радости о предстоящем «замужестве» «Правого дела»: надеемся – не по расчету, а по любви. Один из главных: по-прежнему непонятно, как будут делить власть внутри партии бизнесмен Прохоров и «серый кардинал» Чубайс, который до сих пор входит в руководство «Правого дела»? Ясно, что оба не уживутся в одном проекте, а, значит, придется «разводиться». Так, может, брак вообще – фиктивный?
Скорее всего, задача, которая поставлена перед М. Прохоровым, заключается в том, чтобы превратить организацию в партию-спойлера. Если конкретно – для немцовско-каспаровско-рыжковского ПАРНАСа и иных либерально-демократических проектов, реализующихся вне Системы.
Помимо этого Кремль, похоже, не смог отказаться от своей маниакальной идеи привлечь симпатии так называемого среднего класса и интеллигенции. Пока они не определились в своих предпочтениях на грядущих выборах, но могут в силу сезонных обстоятельств и часто меняющегося настроения обратить внимание на «внесистемную оппозицию».