Идею выборов как таковую – в самом высоком, даже пассионарном смысле – гнобят у нас уже далеко не первый год. Далеко не первый год формальному (по конституции) носителю власти – народу – всячески внушают ущербность, занудность, низкопошибность сей незамысловатой процедуры.
Державный секатор медленно, но неуклонно срезал с и без того хиловатого древа электорального волеизъявления уродливо (по мнению секатора, естественно) развивающиеся побеги. Которые могли в результате бесконтрольного опыления породить плоды, не вписывающиеся в структуру властного урожая. Так исчезла прямота выборности губернаторов, графа «против всех», волшебно-селекционным путем уменьшился процент явки, ну и так далее… Параллельно увеличился срок обрезки основных ветвей – им продлили время на рост и утолщение, вне зависимости от наличия паразитов, вредителей, признаков парши и прочих недостатков.
В итоге столь своеобразной селекции исправно плодоносить стал исключительно центральный ствол сорта «Единая Россия». Жалкие отростки прочего сортимента неизменно оставались в тени обильной листвы основного ресурса. И пусть плоды, приносимые им, имели явный отпечаток генетических модификаций, будучи блестящей наружности, но совершенно отвратного вкуса, верховных садовников это не смущало.
Так повторялось до сих пор.
Нынешний единый день голосования выявил слабые, однако все таки мутации.
Во-первых, процент «единороссовских» почек упал и упал заметно. Если совсем недавно чуть ли не стопроцентный результат даже не обсуждался, то теперь удовлетворительным считается и в два раза меньший.
Во-вторых, выявлена настораживющая тенденция – чем выше процент явки, тем меньше голосов у «партии власти».
Чем они вызваны, пока сказать трудно. То ли общим пресыщением медвежьей продукцией, то ли тем, что на остальные веточки случайно пролилась лишняя доза жидкой подкормки, то ли глобальным потеплением , то ли…
Впрочем, не важно. Гораздо важнее возникновение второй тенденции. Худо, бедно, но она хоть как-то поднимает рейтинг самого электората, делая его роль не такой уж формальной. Да, именно худо-бедно. Да, вероятность того, что данная «мутация» закрепиться на сколь либо долгое время – ничтожна. И тем не менее.
И пусть пышным цветом продолжает цвести махровый «черный пиар» - партии сейчас с увлечением обвиняют друг друга в этом грешке. Показателен не он, а весьма нервная реакция на него господина главы ЦИКи Чурова, который впервые употребил крепкие словеса, негодуя на все эти подставные безобразия. И не надо списывать это на весеннее обострение. Значит, мелкие уколы в стиле небезызвестного Навального, со свойственной ему бесшабашностью обозвавшего «Единую Россию» партией воров и жуликов, доходят до адресата. Скорее всего, таких уколов будет все больше и больше, а если к ним не «прислушиваться», то в ближайшей перспективе они приобретут характер трехведерной клизмы.
Российская избирательная система продолжает оставаться несовершенной. До совершенства ей еще, ох, как далеко. Ее ждут огромные и болезненные изменения. Но, понятно уже: все-таки перетаскивание тела на избирательный участок – дело не такое уж скучное, низкопошибное и бесперспективное. Мы еще не дожили до «эсктремизма» развитых демократий, провозглашающих нечто типа «Голосуй или сдохни!», однако потихоньку понимаем гибельность отечественного пиар-продукта «Голосуй сердцем!». Голосовать надо все-таки мозгом и с этой целью подбираться все ближе и ближе к выборному древу. Чтобы собственноручно отогнать от него неквалифицированных плодоводов…