Опубликована официальная версия громких высказываний Лукашенко
4 октября 2010, 16:03 [«Аргументы Недели. Белоруссия», Герман НАПОЛЬСКИЙ ]
Накануне официальные белорусские источники, в частности, газета "Советская Белоруссия", опубликовали официальную версию громких высказываний Президента Белоруссии Александра Лукашенко, сделанных во время пресс-конференции для российских региональных журналистов 1 октября. "Аргументы.ру" приводят данные высказывания полностью:
О взаимоотношениях с Россией
Условно наши взаимоотношения можно разделить на три уровня. Первый уровень - это взаимоотношения наших людей и предприятий. Там, где еще политика не вмешалась в эти отношения, все идет более или менее сносно.
Особенно на уровне людей. Я думаю, здесь очень сложно выстроить какие-то барьеры и столкнуть наши народы. В Союзном государстве, когда мы стремились к тому, чтобы выравнять права граждан в России и Беларуси, сделано немало. В области образования, здравоохранения. Вы это знаете. И разрушить это вряд ли кому-то удастся. Если, конечно, Россия не откажется от тех наработок и от тех законодательных актов, договоров, которые подписаны. Но, я думаю, что нет, не откажется. Потому что это будет во вред российскому обществу. Мы от этого отказываться не
намерены. Мы свято будем соблюдать те договоренности, которые касаются взаимоотношений наших народов. Второй уровень - предприятия. Здесь тоже, можно сказать, более или менее нормальные отношения. Потому что товарооборот за 6 месяцев этого года вырос почти на 30 процентов. Третий уровень - взаимоотношения регионов и региональных лидеров. Здесь не все так плохо. Но и не так хорошо, как было раньше. Потому что в свое время
губернаторы имели некую большую степень свободы в связи с тем, что они избирались населением, и те губернаторы, кто покрепче, помужественнее, ехали в Беларусь. Я не помню, чтобы было какое-то противодействие им. Мы
очень многое с ними сделали. Что касается наших межгосударственных отношений на уровне глав государств и правительств, то, мягко говоря, они желают быть лучшими. Вы видите, что происходит в последнее время. И,
несмотря на это, тем не менее я абсолютно уверен и убежден, что вот эта тактика (не думаю, что это стратегия российского руководства) сойдет на нет. Потому что потерять Беларусь для России - это катастрофа.
Катастрофа не только геополитического масштаба, но и прежде всего - морального. Мы самый близкий и самый надежный народ для России. И почему я говорю о моральном? Потому что вы знаете, как отреагирует на это
российское общество. Поэтому мне кажется, эта необдуманная политика, которая навязывается сегодня нам, недолговечна. Перспективы у наших отношений хорошие. Основа и база для этого есть. Как бы сегодня ни
замалчивались успехи, которые имеем в проекте Союзного государства. Будет на это воля российского государства и руководителей прежде всего, элиты вашей, как принято у вас говорить, в течение трех месяцев, максимум за полгода, мы не просто выстроим отношения, не просто вернемся на тот уровень добрых отношений, которые у нас существовали, но и значительно превзойдем этот уровень. Мы к этому готовы. Как вы понимаете, слово не за нами.
Об информационных войнах
Вы же знаете, кто заказывает подобные вещи! А ведь это вообще недопустимо в международной практике. Только в военное время, когда идет война между государствами, такое случается. СМИ, о которых речь, полностью подконтрольны власти. Как бы мы их ни называли, частное НТВ или не частное, государственное РТР или негосударственное, все они финансируются, знаете из какого кармана. НТВ - это газпромовский фактически канал. И вся его грязь финансируется "Газпромом". "Газпром" - государственная компания. Кто там рулит и командует, вы тоже это знаете.
Конечно, мы не будем молчать, если ситуация потребует ответа. Но сегодня на что отвечать? На ту грязь, которая льется? Только больше вымажешься этой грязью.
И потом. Оправдываться или отвечать? Надо понимать, что этого от нас прежде всего ждут те, кто давал команду. Они ждут, что мы начнем втягиваться в эту драку. Мы хотим быть в этом отношении, и я прежде всего, порядочными людьми.
Мы спокойно занимаемся своим делом. У нас слишком много проблем для того, чтобы отвлекаться на эти дрязги. Ведь так может дойти до личных оскорблений и с моей стороны. И тогда уже будет очень сложно вернуться даже к тому, что у нас уже было в отношениях с руководством России.
О Южной Осетии и Абхазии
Что касается признания... Задам вам риторический вопрос. Скажите, а что, только Беларусь не признала Южную Осетию и Абхазию? По-моему, нет таких государств в мире, которые признали Осетию и Абхазию. Кроме какого-то
острова. Венесуэла тоже официально документов никаких формальных не принимала. Точно так и другие государства.
Вы можете сказать: Венесуэла же не такая союзница России, как Беларусь. Правильно. И я честно и откровенно, где, может быть, надо промолчать, говорил в Москве. Конечно же, мы должны были признать Южную Осетию и Абхазию. Как бы то ни было, это наш союзник. И мы готовы были это сделать. Но...
Встречаемся мы с западным крупным политиком. Он приехал специально и говорит: "Вы что, действительно хотите признать Осетию и Абхазию?" Я говорю: "Чего вас это так напрягает? Мы союзники". И он мне изложил тот спектр отношений, который сложится у нас с Европейским союзом и Америкой.
Нам пригрозили тем, что прекратят с нами расчеты в валюте. Это - коллапс экономики. А с Евросоюзом, чтобы вы знали, мы сегодня торгуем чуть больше, чем с Россией. Это - миллиарды долларов. И когда нас Россия выпихнула с рынка, Евросоюз это не посмел сделать. Хоть они нас "квасили" по полной программе. Так вот, сказали, что расчеты в евро и долларах забудьте. Ну и что делать государству? Мы начали думать, искать выход. Я встретился с вашим Президентом в Сочи. И мы обсуждали эту проблему.
Сказал ему: "Вот последствия. Мы их просчитали. Вы готовы, господин Президент, разделить с нами эти последствия? Вы готовы подставить свое плечо?" В ответ, дословно: "Ну, Александр Григорьевич, давайте не будем торговаться. Это одна тема, а это - другая". Я говорю: "Спасибо. Тема закончена". Он далек был от этих проблем. А я 10 лет живу в этой проблеме, когда меня то слева, то справа шпыняют и напрягают.
Что такое закрыть расчеты в долларах и евро? Обвалилась бы вся экономика. Ничего продать не смогли бы. Закрыто все. И это я только один крайний вариант называю. А их была масса. И Россия не готова была здесь подставить свое плечо. Поэтому закончился наш разговор. И меня в этом упрекать не надо.
Об отставке Юрия Лужкова
С Юрием Михайловичем у меня не просто хорошие отношения, это - мой друг. Мы друзья давние. И от того, будет он завтра большим политиком или нет, наши отношения ни в коем случае не изменятся. Он был и останется моим другом. И у нас будут такие же отношения, как до этого, если он захочет.
И то, что он сделал для Беларуси и что мы пытались сделать в ответ Москве, - это не перечеркнешь, это не выбросишь.