> Исповедь Лужкова: послесловие или последнее слово? - Аргументы Недели. Москва

//Политика

Исповедь Лужкова: послесловие или последнее слово?

4 октября 2010, 15:29 [«Аргументы Недели. Москва», Дмитрий Федотов ]

Последние дни редкий выпуск новостей обходился без упоминания бывшего московского мэра. Юрий Лужков приехал в мэрию! Юрий Лужков уехал из мэрии. Юрий Лужков уйдет в политику! Юрий Лужков не пойдет в оппозицию… Все эти пустопорожние перетирания малозначительных событий, слухов и сплетен ясно показывают, что и публика, и СМИ явно соскучились по живой политике. Сегодня последовало мощное продолжение событий прошлой недели. И это продолжение еще раз подтвердило, что затягивание с назначением выбора мэра совершенно не в интересах не только президента, но и руководства «Единой России».

Мы уже привыкли к плановым сменам регионального руководства. Обычно все происходит быстро и ладно. Сняли, назвали новых кандидатов, выбрали. Так было в Калининграде, так было в Башкортостане, так было везде. Кроме Москвы. И это свидетельствует о том, что снятие московского мэра не было заранее продуманным и согласованным между президентом и премьером шагом. Так получилось. Туда привела логика разгоревшегося конфликта. И теперь все участвующие в назначении нового столичного мэра пытаются извлечь выгоды из этого события. Именно поэтому оно затягивается и затягивается.

Извлечь выгоду из событий вокруг скандальной отставки мэра пытаются не только политики, но и журналисты, издатели, торговцы, продающие газеты и журналы. Когда еще The New Times можно будет увидеть в киосках по 130-150 рублей рублей?! Да и найди попробуй! Знакомая киоскерша сегодня утром назвала мне цену так нерешительно, словно ей самой было неловко. И все разговоры о том, что некие злые силы обрушили сайт журнала, на этом фоне выглядят не очень убедительно. Кто же откажется использовать такой шанс для собственного продвижения: эксклюзивное интервью с Юрием Лужковым? Интервью, которое анонсировали еще с конца прошлой недели так, как анонсируют только ТВ каналы новый сериал, у них же и снятый.

Что же нового и действительно сенсационного рассказал Юрий Лужков в трехчасовой беседе с Евгенией Альбац? Нового, быть может, не так и много. Но интересного – не мало. Прежде всего, интересны его оценки и характеристики действующим лицам, с которыми прямой и бескомпромиссный Лужков особо не осторожничал. 

Прежде всего, Юрий Лужков уже в самом начале беседы осудил партию «Единая Россия», которая ничего не сделала для защиты «своего члена» от «потока лжи и клеветы» в государственных СМИ. Как выяснилось, Юрий Михайлович вообще невысоко ценит «интеллектуальный потенциал» партии, «куда побежали в 99-м те, кто оказался за бортом Коммунистической партии, Яблока и т.д.». Более того, Юрий Михайлович вообще заявил, что эта партия «стала служанкой – служанкой, которой часто пренебрегают, которой часто дают поручения, часто явно даже неправильные». Это интересная оценка ЕдРа одним из основателей партии! И еще неделю назад одним из самых влиятельных ее руководителей. 

Далее Лужков осудил закон о монетизации льгот и новый Лесной кодекс, который был принят «по команде, которая шла из правительства РФ», против которых он, по его словам, резко выступал с самого начала.

Юрий Михайлович снова подтвердил свою решимость заняться политической деятельностью и заявил, что полностью осознает риск, и то, чем его решение может обернуться. Судьба Ходорковского его тоже не пугает: «Каждому нужен свой Ходорковский».

Отвечая на вопрос о возможной атаке на «Интеко», Лужков заявил, что это понимает не только он, но и его супруга. Но им бояться нечего, поскольку это «честный бизнес, самый честный и самый прозрачный из всех тех, что ведется в строительном бизнесе».

Касательно своей политической деятельности, Лужков заявил, что не собирается выставлять свою кандидатуру на пост президента и планирует создать собственное политическое движение, которое будет бороться за принятие демократических законов и свободу СМИ. При этом он привел в пример информационную атаку на собственную персону, указав, что в демократической стране такое представить себе невозможно. Опираться в своей политической деятельности Юрий Михайлович намерен на пенсионеров и интеллигенцию, которая не согласна с ограничениями свобод, введенных «после Беслана», и которые не считают меры по укреплению государственной власти сегодня оптимальными.

Лужков вновь высказался за избираемость глав регионов и привел следующий пример. «Вот если бы президент обратился к москвичам и сказал: «Я, президент Дмитрий Анатольевич Медведев, избранный президентом по предложению Владимира Владимировича Путина, я не доверяю больше мэру Москвы. Дорогие москвичи, вот у меня есть к нему какие-то претензии, не личностного плана, а претензии серьезные. Давайте мы с вами решим вопрос о том, быть этому человеку дальше мэром или нет». Что бы ему ответили москвичи?»

Заявив, что обжаловать свое увольнение через суд не будет, Лужков признался – он не верит, что Верховный суд  может принять решение, которое будет входить в противоречие с указом президента. (В этом плане Юрию Михайловичу  виднее. Практику приятия решений судами разных уровней он знает, как мало кто другой.)

В своем интервью Лужков очень подробно рассказал о том, как развивались события вокруг его увольнения, свидетелями которых мы все были в качестве зрителей ТВ. Как и предполагали «Аргументы.ру», никаких предложений  занять высокопоставленную почетную должность взамен кресла мэра Юрий Михайлович на самом деле и не получал. Было единственное предложение – написать заявление по собственному желанию и уйти «спокойно», что Лужков понял следующим образом: «не будет преследоваться мэр, не будет преследоваться «Интеко» и жена мэра».

Среди своих недоброжелателей в окружение президента Юрий Лужков прямо назвал «группу разводчиков»  - Наталью Тимакову и Владислава Суркова. Рассказав подробно о своей встрече с главой Администрации Сергеем Нарышкиным, Лужков подчеркнул, что в особую вину ему были поставлены две публикации (в "МК" и «Российской газете»), к одной из которых он отношения не имел (что было очевидно с самого начала – Аргументы.ру). Но с которыми он, по его собственным словам, был согласен. Авторство статьи в «РГ» Лужков подтвердил. Вопрос об авторстве статьи в «МК» в интервью затронут не был.

Буквально в нескольких словах сказав о ситуации с «Речником» и ремонтом химкинского моста, Юрий Михайлович более подробнее остановился на скандальной истории с землями диппредставительств на Мосфильмовской, перешедших под контроль «Интеко». Лужков охарактеризовал всю эту историю ни больше, ни меньше, как «государственное рейдерство».

Свою отставку Лужков однозначно считает политически мотивированной. «Это вопрос политики. Это вопрос выборов 2011-го и 2012 –го годов».

От разгонов митингов несогласных Юрий Михайлович фактически открестился («Это не я. Я… приказов не давал»), указав, что он был мэром, и он принимал решения «допустить» или «не допустить». Дальше все решения принимались силовиками и не по его приказам.

Объясняя свой отказ от участия в передаче «Лицом к городу» в день Указа президента об отрешении от должности мэра, Лужков назвал главной причиной нежелание «взаимодействовать» с руководством ТВЦ,  которое «поступило позорно, поддавшись на действия цензурного плана со стороны Кремля, пытавшегося запретить передачу Караулова, причем неумно запретить».

В завершение беседы Юрий Михайлович долго и подробно рассказывал о городском хозяйстве и проблемах Москвы, а также о своем видении путей их решения.

В целом интервью интересное. Почитать его стоит. Что очень многие и сделают с большим удовольствием. Но какой вывод можно для себя сделать?

Отказавшись «уйти спокойно» и упорно идя на конфликт, да к тому же предавая гласности все детали, которые обычно по определению остаются в тени, Лужков поставил власть в довольно пикантное положение. Причем уже не только президента и его Администрацию, но и всю раздваивающуюся ныне вертикаль в целом. Трудно представить себе,  что после этого откровенного интервью именно за Лужковым будет оставлено последнее слово. Власть должна ответить на брошенные ей обвинения. И она наверняка ответит.

Очевидно и другое: затягивание с назначением нового мэра Москвы начало играть против власти. Чем дольше будет оставаться состояние неопределенности, тем дольше одним из основных ньюз-мейкеров в СМИ будет оставаться опальный мэр, не стесняющийся в выражениях. И тем более странной будет выглядеть ситуация, когда на подбор кадров для Москвы брошены все силы, включая лично премьера, ведутся бесконечные консультации, СМИ проводят свои собственные виртуальные выборы,  а официальных кандидатов как не было, так и нет.

На что же была потрачена та самая «австрийская неделя», которую давали на размышления Лужкову? Или его отказ уйти в добровольную отставку действительно стал для Кремля полной неожиданностью?



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте