Аргументы Недели → Политика № 25(215) от 01.07.2010

Что привез Медведев

, 16:38

Украина реанимировала переговоры с ЕС об участии в модернизации своей ГТС, Госдума предсказуемо отложила вопрос ратификации СНВ-2 из-за негативной, в общем, реакции на договор своих коллег в Вашингтоне. На этом фоне визит Дм. Медведева в США 22–24 июня прошел, по признаниям источников, бледно, хотя и был заявлен как касающийся торгово-экономических вопросов (ВТО в том числе).

Прежде всего Дм. Медведев со своим новым другом Б. Обамой обсуждал проблему сотрудничества в Киргизии. Для США афганское направление является сегодня наиболее болезненным.

Барак Обама настаивал на том, чтобы Россия была еще более последовательным партнером НАТО в деле борьбы с международным терроризмом. То есть дальше углубилась в санкции по отношению к Ирану, выделила дополнительные квоты по доставке грузов по транспортному коридору в Афганистан и т.д. Однако в ответ Дм. Медведев вновь поднял вопрос об участии РФ в конфигурировании новых контуров европейской безопасности. Его предсказуемо ждал все тот же дипломатически безупречный отказ. Впрочем, Госдеп США все же любезность Дм. Медведеву оказал: в список международных террористов официально попал Доку Умаров. Кстати, это означает еще и то, что США практически открыто выразили намерение  активизировать свою деятельность на Северном Кавказе. К внесению в список «прилагается» и «намерение ухудшить положение Умарова, снизить его возможности и лидерские позиции на Кавказе и в итоге уничтожить его террористическую сеть».

Впрочем, в бочку меда сразу же попала ложка дегтя – ФБР задержало 11 агентов российских спецслужб (СВР), осуществляющих мониторинг деятельности американских политиков. Американские «силовики» не смогли удержаться, чтобы не испортить благостное впечатление от проявлений трогательной дружбы между Б. Обамой и Дм. Медведевым. 

Тем временем США сделали публичным свой интерес в Афганистане – там находятся месторождения меди, золота, кобальта, лития. Они расположены как раз в районах активного сопротивления талибов: именно эти участки пытаются закрепить за собой США. Источники предполагают, что Штаты вступят здесь в конкуренцию с Китаем, имеющим опыт добычи ископаемых в Центральной Азии.

Одновременно, как мы уже упомянули, США развивают инициативу в отношении Ирана, вводя дополнительные санкции уже в одностороннем порядке. Новые санкции вводят запрет для американских компаний на деловые контакты с перечисленными в списке иранскими организациями и фирмами (всего – около 30). Предполагается также замораживание их активов, которые находятся под юрисдикцией США.

Несмотря на московский пафос, следует констатировать: внешний политический трек пока находится (и будет находиться) под контролем НАТО и США. В этой связи трудно ждать от В. Путина или Дм. Медведева прорыва в отношениях с Вашингтоном и Лондоном. В ситуации с Ираном «тандему» пришлось уступить: саммиты G8 и G20 должны были показать – склонны ли к уступкам США? Оказалось – не склонны, и, кстати, российско-иранская сделка с С-300, как выяснилось, несмотря на утверждения об обратном, тоже попадает под санкции.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram