В августе 2008 г. президент Дм. Медведев был подвергнут – выражаясь языком советской интеллигенции – очень серьезной проверке «на вшивость». Для сугубо гражданского человека война с Грузией оказалась непростым и смелым решением. Ее результатом стала реальная реформа армии, возврат страны в число ведущих игроков мировой политики. На очереди – новое, более сложное испытание – Средней Азией.
Гражданская война в братской Киргизии только на первый взгляд может показаться очередной заварушкой по переделу власти в забытой богом стране. Во всяком случае, во многих странах Запада считают именно так. Но третье лицо в государстве, лидер партии «Справедливая Россия» С. Миронов назвал эту страну стратегическим партнером России. И в Кремле отнеслись к событиям в Киргизии очень серьезно. В страну уже перебрасывают воинский контингент, прошло совещание руководителей национальных Совбезов стран СНГ. Президент Медведев заявил о том, что в случае ухудшения обстановки думать о реакции на это будут уже первые лица всех заинтересованных государств.
Спрашивается – отчего паниковать и чего бояться? В первую очередь – всплеска так называемого исламского экстремизма не только в Киргизии, но и в Узбекистане, Таджикистане, Афганистане, Казахстане и даже в Северо-Западном Китае. По мнению специалистов по Средней Азии, именно эти страны входят в список кандидатов по созданию гигантского исламского государства. Такое соседство стало бы для России огромной опасностью. И в этом мы не одиноки.
В США при всей их любви к цветным революциям вовсе не хотят прихода к власти в этом районе фундаменталистов. Вашингтон, потеряв либерального президента Бакиева, почти открыто поддерживает даже режим Каримова в Узбекистане. Хотя неоднократно обвинял его в преступлениях против прав человека и инакомыслящих. Но без него к власти в Ташкенте быстро придут исламисты, следующим рухнет и светский режим Э. Рахмона в Таджикистане. После этого оставаться в Афганистане и Ираке станет невозможным. Нефтеносный и геостратегический район мира остается вне контроля США.
Не менее внимательно наблюдают за киргизским кризисом в Китае. После всех азиатских революций, смены лидеров, как в Туркмении, и попыток переворотов китайцы оказались даже в большей зависимости от этих событий, чем мы. Дело в том, что очень проблемный Синьцзян-Уйгурский автономный район как раз граничит с этими странами Средней Азии. Местное население в своем большинстве считает китайцев оккупантами и склонно к постоянным бунтам, которые пока удавалось подавить военной силой. Здесь к тому же базируются пусковые установки китайских ядерных баллистических ракет. А в то, что проживающие в западном Китае киргизы, таджики и узбеки немедленно попадут под влияние своих исламских соплеменников, сомневаться не приходится. Поэтому нестабильность в Средней Азии сделает этот район Китая еще более неспокойным, чем сейчас.
Какое решение можно ждать в ближайшее время? Пустить дело на «самотек» Кремль явно не хочет. Но и вводить миротворцев в одиночку сил не хватит. По мнению ряда политологов, вариант может быть найден. Разумеется, если волнения в Киргизии не прекратятся.
Напомню, что Россия, Киргизия и Китай «перекрестно» входят в две региональные организации – ШОС и ОДКБ. И по большому счету только Москва и Пекин в силу различных обстоятельств могли бы задействовать войска для локализации конфликта. Поэтому север страны, к примеру, до реки Кара-Суу (41-й параллели) могли бы взять под контроль миротворцы ОДКБ (читай – Россия), а юг – миротворцы ШОС (читай – Китай).
Опыт такого умиротворения территорий уже есть – те же Вьетнам и Корея. В этих странах и русские, и китайцы стояли за разделительными линиями против проамериканских режимов. Сегодня – другие времена, и цели могут быть другими. Так что Дм. Медведев, понюхав «грузинского пороха», вполне может перейти на «среднеазиатский». Ставки для России здесь еще более велики.