В последнюю неделю внезапно обострилась обстановка вокруг Фолклендских островов. Аргентинцы зовут их Мальвинскими. В декабре минувшего года в Аргентине был принят закон, который «подтверждает законные суверенные права Аргентинской Республики на Мальвинские острова, Южную Георгию, Южные Сандвичевы острова, прилегающее морское пространство и на всю аргентинскую Антарктику».
Англичане выразили протест. Но МИД Аргентины отверг эту претензию. Более того, Аргентина представила в ООН результаты исследования, согласно которому континентальный шлейф простирается от аргентинской территории до Антарктиды и включает принадлежащие Британии острова.
Нефть преткновения
Аргентина требует от Британии прекратить подготовку к незаконной, по ее мнению, добыче нефти в районе Фолклендов. В свою очередь премьер-министр Великобритании Гордон Браун предупредил, что британские военные, дислоцированные в районе южной Атлантики, дадут отпор любым попыткам нарушить связи Фолклендских островов с внешним миром.
Компания Desire Petroleum уже получила британскую лицензию на поисковые работы в 160 км к северу от архипелага - в шести зонах, запасы которых, по оценке экспертов, могут составлять 3,5 млрд. баррелей нефти и 9 трлн. куб. м газа. Представители компании заявили прессе, что им «нет дела до аргентинских петиций, они получали законную лицензию у законных британских властей».
На прошлой неделе аргентинские власти своим распоряжением остановили погрузку труб на борт судна под иностранным флагом Thor Leader в южном аргентинском порту Кампана. Поводом стала информация, что эти трубы предназначаются для геологоразведки нефти и газа в районе спорных островов.
Аргентинцы требуют, чтобы любое судно, следующее к спорным островам через территориальные воды и порты страны, получало на это специальное разрешение от правительства. В сущности, требование чисто декларативное - туда можно попасть и через нейтральные воды. Президент Венесуэлы Уго Чавес уже назвал требования аргентинцев справедливыми.
Вскоре Аргентина пригрозила введением «морской блокады» островов. Британские военные отнеслись к этой угрозе серьезно. «Если Аргентина будет препятствовать свободному передвижению кораблей за пределами своих вод, мы примем решение использовать наши силы сдерживания», - заявил представитель британского военного ведомства.
Некоторые аналитики расценили данный обмен грозными заявлениями как прелюдию к новому конфликту, который готов вспыхнуть через 28 лет после Фолклендской войны 1982 года.
Морские сражения
2 апреля 1982 г. аргентинский десант высадился на островах и вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. Аргентинцы надеялись, что Великобритания смирится с фактом утраты островов. Однако реакция британцев оказалась жесткой. В Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное военно-морское соединение. Аргентина к такому серьезному раскладу попросту не готовилась.
Британцы ввели блокаду островов своими атомными подводными лодками. Единственная бетонная взлетно-посадочная полоса на Фолклендах была слишком короткой для реактивных самолетов. Поэтому основная часть аргентинской авиации на протяжении войны была вынуждена действовать с континента, на пределе дальности, почти без топлива для боя и маневра.
Британцы также столкнулись со значительными трудностями. Кроме американской базы на острове Вознесения, других аэродромов просто не было. И вся авиационная поддержка осуществлялась двумя легкими авианосцами «Инвизибл» и «Гермес». Но вот беда - самолеты вертикального взлета «Харриер» и «Си Харриер», базировавшиеся на них, имели невысокие тактико-технические характеристики. И если б аргентинцы сумели реконструировать аэродром на Фолклендах, исход воздушных схваток мог быть и иным.
Основные боевые действия начались 1 мая 1982 года. Аргентинская авиация попыталась атаковать флот противника, а британские самолеты и корабли подвергли бомбардировке аргентинские позиции на островах.
2 мая британская АПЛ «Конкерор» залпом в упор тремя неуправляемыми торпедами образца 1927 г. потопила древний, переживший Перл-Харбор, аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». В результате погибли 323 человека. Это была самая большая разовая потеря Аргентины за войну. Старый крейсер охранялся парой таких же древних эсминцев, «глухих и слепых», как пень, и неспособных обнаружить современную АПЛ. Примерно тогда же аргентинский легкий авианосец «25 мая» под охраной двух современных эсминцев пытался нанести удар по британскому соединению, но не смог поднять свою авиагруппу по техническим причинам. После известия о потоплении «Бельграно» он был отозван и в дальнейшем активной роли не сыграл. Впрочем, как и почти весь аргентинский флот. Лишь дизельная подводная лодка «Сан Луис» продолжала действовать до 11 мая, но ни одной успешной атаки не произвела.
Уникальная война
Конфликт почти тридцатилетней давности уникален. Впервые в послевоенной истории судьба войны решилась на море и в десантной операции. Силы одной из сторон не имели опоры на свои военно-морские базы, оставшиеся за много тысяч миль. Тоннаж потопленных боевых кораблей оказался больше, чем за все остальные послевоенные конфликты, вместе взятые, включая арабо-израильские, индо-пакистанские войны, ирано-иракскую войну, Корею и Вьетнам. Обе стороны тогда умудрились совершить в одних случаях множество ошибок, обусловленных отсутствием опыта или слабой выучкой, а в других - продемонстрировать мужество и профессионализм.
Битва в воздухе
Аргентинское командование было вынуждено сделать ставку на авиацию, надеясь, что потеря крупных кораблей и человеческие жертвы заставят англичан отступить.
Главной ударной силой стали новенькие французские штурмовики «Супер Этандар» с новейшими противокорабельными ракетами «Экзосет». 4 мая такой ракетой был тяжело поврежден и затонул новый эсминец «Шеффилд». Причем ракета не разорвалась - пожар, приведший к потере корабля, вызвали всего лишь горящие фрагменты двигателя. 25 мая был утоплен контейнеровоз «Атлантик Конвейер», превращенный во вспомогательный легкий авианосец. С ним утонули столь нужные британцам тяжелые вертолеты «Чинук». Англичанам сильно повезло, что у аргентинских летчиков было только пять ракет этого класса.
Штурмовики A-4 «Скайхок» и истребители-бомбардировщики «Даггер» периодически атаковали британский флот, используя обычные бомбы. Из-за крайне низкой высоты сброса (самолеты заходили в атаку на бреющем полете, скрываясь от радаров и ракет ПВО) взрыватели большинства бомб не срабатывали, что, однако, не спасало корабли от серьезных повреждений в результате попадания тяжелых «болванок». Большая часть британского флота была в «дырках». А если бы бомбы разорвались?
Аргентинские пилоты утопили бомбами еще четыре крупных корабля: новенький эсминец «Ковентри», фрегаты «Ардент» и «Антилопа» и танкодесантный корабль «Сэр Галахэд». Множественные повреждения получили еще 12-14 кораблей британцев, включая и легкие авианосцы. ВВС Аргентины заплатили за это несколькими десятками самолетов.
Однако англичанам все же удалось высадить десант и удержать плацдарм. Пользуясь превосходством в выучке и поддержкой флота, английская морская пехота заняла острова и 14 мая 1982 г. вынудила аргентинский гарнизон сдаться. Англичане предпочитали атаковать ночью, ведь аргентинская пехота не имела приборов ночного видения.
Итоги войны
Война закончилась победой Британии и стоила ей шести крупных кораблей, 34 самолетов и вертолетов. Потери в живой силе составили 256 убитых. Аргентина потеряла один древний крейсер, одну такую же древнюю подлодку «Санта-Фе», сторожевик и несколько мелких корабликов. В воздухе потери оказались весьма значительными - по разным данным, от 60 до 117 летательных аппаратов. Погибли 649 человек.
Аргентинская авиация была единственной силой, которая позволила вести войну так, что до определенного момента исход борьбы за острова был далеко не очевиден. Потеряй англичане один из авианосцев - и операцию пришлось бы свернуть. Но мужество и высокие боевые качества аргентинских летчиков не смогли восполнить небоеспособность армии и флота, а также общую косность и отсталость военной машины.
Но и англичане в этом конфликте получили ряд жестоких уроков. Например, что без авианосца с нормальными, а не вертикального взлета самолетами корабельное соединение битву с береговой авиацией неизбежно проиграет. А англичане именно такой авианосец отправили на слом за несколько лет до войны!
Не остались в стороне и «сторонние наблюдатели» - разведки СССР и США. Американцы кроме базы исправно снабжали союзников информацией со спутников. Наши же проверили в деле систему космической разведки «Легенда», предсказав, в частности, место, день и час высадки английского десанта. Выводов по итогам войны было сделано очень много и у нас, и в США.
Состоится ли "матч-реванш"?
По данным газеты The Sun, которые пока не нашли подтверждения, британский флот направил в район Фолклендов еще два боевых корабля и один танкер. Таким образом, в районе конфликта будут находиться четыре британских боевых корабля, включая эсминец «Йорк».
Но пока соотношение сил на море не в пользу британцев - аргентинский флот располагает тремя подлодками, четырьмя эсминцами и девятью фрегатами. ВМС бывшей «владычицы морей» переживает плохие времена. Много кораблей идет на слом или в резерв. Замораживается ряд программ по постройке новых кораблей. Например, вероятен отказ от достройки одного из двух авианосцев нового проекта. Число адмиралов на флоте уже больше, чем количество боеспособных кораблей, но... «Британский лев» болен, но пока не помер. И флот Ее Величества достаточно силен, чтобы наказать аргентинский, который технически не слишком далеко ушел от времен прошлой войны. В составе ВМС Британии есть такие корабли, как два новейших эсминца ПВО «Дэринг», равных которым у противника просто нет.
У Великобритании в регионе лишь четыре истребителя «Тайфун», военно-транспортный самолет C-130, топливозаправщик VC-10 и два морских вертолета «Си Кинг». А общее количество военнослужащих всех родов войск - 1076 человек. У Аргентины есть 244 самолета и вертолета. Но среди них лишь около 50 ударных самолетов и истребителей. Причем это все те же «Миражи», «Скайхоки», «Дэггеры» и «Супер Этандары», на которых аргентинские летчики сражались 28 лет назад. ВВС Аргентины даже не восполнили толком потери, понесенные в прошлой войне! И с ПВО у Аргентины дела обстоят так же плохо, как и раньше.
Прежде чем предъявлять права - надо иметь силу, чтоб их отстоять. Для этого аргентинцам нужна не моральная поддержка Венесуэлы, а закупка вооружений в объемах, что осуществляет полковник Чавес. Неплохо бы обзавестись хотя бы несколькими десятками современных многофункциональных истребителей. Су-30МК2, Су‑30МКИ или Су-35Э вполне бы подошли. А к ним закупить и современные ракеты воздушного боя, и оружие для борьбы с кораблями. Такое, как сверхзвуковые противокорабельные ракеты (ПКР) Х-31А, «Яхонт-А» и ряд других. Вот против такого оружия британский флот будет бессилен, с «Дэрингом» или без.
Также не помешала бы пара современных подлодок с противокорабельными и крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛЭ», способными наносить удары и по кораблям, и по берегу. А еще озаботиться ПВО как своих авиабаз и городов на континенте, так и войск. А это - С‑300ПМУ‑2 со всеми к нему полагающимися комплексами прикрытия и ЗРК малого радиуса. И обзавестись наконец нормальной радиолокационной сетью и самолетами дальнего радиолокационного дозора. Да и переоснастить наземные силы современной техникой, хотя бы частично. Например, мобильными пусковыми установками ПКР для закрепления успеха.
Вот после закупки и освоения войсками всего этого и можно было бы начинать реальный спор за острова.
Если, конечно, вложенные миллиарды долларов и неизбежные потери окупятся островами, где живут 3 тыс. человек. Да, на шельфе есть нефть и газ. Но лишь небольшая часть месторождений рентабельна для добычи при нынешнем уровне технологии и цен. Конечно, есть еще честь нации и сладкое чувство реванша. Их деньгами не измерить. Но можно ли говорить об этом в нынешней Аргентине? Учитывая экономическое положение страны и ее расходы на оборону и нулевые темпы перевооружения - нет. Особенно учитывая отсутствие реального лидера нации на политическом горизонте.
Потому до войны дело вряд ли дойдет. Замминистра иностранных дел Аргентины Викторио Таккетти 20 февраля уже заявил, что Аргентина исключает начало новых боевых действий, но настаивает на переговорах с Великобританией по разведке нефти. Видимо, в аргентинской верхушке побеждает мнение, которое озвучил в свое время великий аргентинский писатель Хосе Луис Борхес: «Эта война - драка двух лысых за расческу».