Похоже, почти годовое промывание мозгов по необходимости реформирования МВД подходит к концу. Расстрел майором милиции Евсюковым десятка человек, убийства и избиения подобными ему людьми в милицейской форме сделали свое дело. Общественное сознание и власть находятся в стадии готовности принять меры по переходу милиции в иное качество. Их «сверка» планировалась на коллегии МВД, что проходила в день выхода этого номера.
«Точкой невозврата» принятия окончательного решения стало заседание Ассоциации юристов в России. Там были суммированы все предложения, которые и легли на стол президента. Они конкретизируют исполнение его указа о «Совершенствовании органов МВД» от 24 декабря 2009 года. В чем их суть?
Главное - избавиться от вранья. Приписки, годные разве что для гиблых колхозов советских времен, совершенно искажают картину и масштаб проблем. Впрочем, так же, как и сокрытие преступлений. Для их искоренения функция ведения статистики по количеству и составу преступлений будет передана от МВД в спецотдел при Генеральной прокуратуре.
Следующее предложение - создание Единого Следственного комитета. В МВД останется лишь служба дознания при незначительных правонарушениях. Законопроект о создании у нас аналога американского ФБР был подготовлен уже лет пять назад. Этому сопротивлялись все «заинтересованные» ведомства - не хотели отдавать власть. И вот - даже руководитель СК при Генпрокуратуре А. Бастрыкин эту идею поддержал. Правда, чем это обернется для нас с вами, пока непонятно.
Важные перемены в работе самой милиции с гражданами представляют куда больший интерес. Они по крайней мере понятны. Органам МВД будет запрещено вмешиваться в экономическую жизнь мелких и средних предприятий. Регистрировать автомобили и делать техосмотр милиция тоже не будет. Этим займутся органы исполнительной власти - не «силовики».
Главным милицейским деятелем в работе с населением станет участковый инспектор, дознаватель. Эта почетная должность будет доверена только офицерам, имеющим высшее юридическое образование. Перед назначением их будут тестировать на «детекторе лжи».
За такие душевные муки и обязанность быть кристально честными - милиционерам заметно повысят зарплату, предоставят служебное жилье или субсидии на приобретение собственной квартиры после пяти лет непорочной службы.
Президент Медведев и Ассоциация юристов России не забыли и о нас, простых смертных. Речь - об общественном контроле за МВД.
Предлагается, в частности, самим гражданам выдвигать кандидатуры участковых уполномоченных. И даже проводить в случае необходимости рейтинговое голосование.
Надо сказать, что весьма активную позицию в реформировании МВД занимают Счетная палата РФ и ее председатель С. Степашин. Причем довольно кардинальную. Например, разделить ведомство на полицию (борьба с криминалом, терроризмом и коррупцией) и милицию (охрана общественного порядка). А также создание на основе Внутренних войск МВД - частей национальной гвардии. Такая инициатива г‑на Степашина, бывшего в прошлом главой МВД, тут же породила разговоры о том, что он хотел бы вернуться к руководству МВД. Но председатель эти слухи решительно пресек, назвав провокацией.
Провокацией - уже, собственно, против самих милиционеров - можно назвать и вступивший на днях в силу Регламент по работе ДПС.
По требованию прокуратуры Регламент запрещает милиции оформлять протокол нарушения и отправлять на медосвидетельствование следователей СКП, прокурорских работников и судей. Если пьяный судья или прокурор кого-нибудь убьют на своем автомобиле, доказать их вину будет почти невозможно. Отдуваться за них будет «мент». А Конституция РФ, по которой все мы перед законом равны, - краснеть.