Мировой финансовый кризис тяжелым катком прошелся по латвийской экономике. Согласно ежегодному докладу ЦРУ США, уровень жизни в Латвии упал в 2009 г. ниже ряда соседних стран. ВВП на душу населения опустился до 14 500 долларов США, что ниже российского показателя в 15 200 долларов. Такое случилось впервые после обретения Латвией независимости. Прогноз на 2010 год для Риги тоже неутешительный. Падение продолжится.
Для выживания латвийским властям приходится искать деньги везде где только возможно. Решено демонтировать и продать в Китай рельсы с железной дороги Лиепая - Вентспилс и участка Гулбене - Пыталово до российской границы. Демонтированные рельсы уже привозят в Лиепайскую гавань, где разрезают и готовят для отправки в Китай морским путем.
Латыши горько шутят по этому поводу, предлагая продать в Китай «до кучи» все телеграфные столбы, высоковольтные провода, водопроводные и газовые трубы. Пока же зарабатывают на рельсах. По их маркировке латыши с удивлением узнали, что установлены они были еще при советской власти и даже во времена царской России. «Тюрьма народов» вновь спасает своих неразумных детей от голода, разорения и полного забвения со стороны их новых друзей. Вес рельсов весьма впечатляет - один погонный метр весит 50 кг, а демонтировать предстоит более 100 километров.
Хватит на всех, кроме военных. Министерство обороны вынуждено отозвать большинство своих военных атташе - в том числе из Москвы.
В соседней Эстонии дела чуть лучше. Там даже проводят военные учения и арендовали для их проведения у Латвии один старый советский танк Т-55. Собственных танков Эстония просто-напросто не имеет, а у Латвии таких грозных боевых исполинов, подаренных ранее Чехией, целых три.
Вначале эстонское командование хотело обойтись без них. Но было вынуждено как-то опробовать крепость построенных солдатами оборонительных сооружений. Пришлось раскошелиться.