Инициатива объединить раздробленное российское мусульманство может скрывать под собой личные цели отдельных лиц. Об этом пишет в своей аналитической записке известный исламовед Роман Силантьев. В случае успеха этой попытки «федеральной власти пришлось бы вести диалог уже не с привычными муфтиями, а с политиками и бизнесменами от ислама».
Персонально в записке указывается на председателя Исламского культурного центра Абдул-Вахеда Ниязова. Он «неплохо подготовился к реализации своего проекта», воспользовавшись давними отношениями с Талгатом Таджуддином, верховным муфтием Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), и Равилем Гайнутдином, лидером Совета муфтиев России (СМР). «Ему удалось найти подход и к чеченским мусульманам, которые также согласились помочь ему в объединении», - говорится в записке.
По утверждению исламоведа, настоящей целью заявленного объединения мусульман может быть создание в российском исламе нового общественно-политического крыла, лидеры которого получили бы доступ к первым лицам государства.
О том, что в руководстве российских мусульман царит нездоровая атмосфера, свидетельствуют по меньшей мере два последних скандала. Во-первых, 15 января в столичном аэропорту Домодедово был задержан председатель Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов. В его личных вещах обнаружили незадекларированные 35 тыс. долларов США. Во-вторых, прокуратура Москвы официально предостерегла муфтия Гайнутдина о недопустимости нарушений закона об экстремизме. В предостережении указывается на то, что гражданин Турции М. Сунгур, приглашенный Советом муфтиев на исламскую конференцию, является последователем религиозного объединения «Нурджулар». Ранее Верховным судом РФ оно было признано экстремистским, и его деятельность на территории России запрещена.