Аргументы Недели → Политика № 1(191) от 14.01.2010

В Средней Азии возможен передел границ?

, 17:13

Распад СССР вернул к жизни те проблемы, которые веками копились в среднеазиатском подбрюшье России. По прошествии 20 лет после объявления государственного суверенитета Российской Федерации можно смело говорить о том, что на юге страны зреют новые альянсы и центры силы. А возможно, и вооруженные конфликты за территории.

Так, в Центральной Азии наиболее жаркие споры ведутся между Таджикистаном и Узбекистаном за контроль над колыбелью азиатской цивилизации - городами Самарканд и Бухара. В конце прошлого года президент Таджикистана Эмомали Рахмон на закрытой встрече с журналистами в Душанбе заявил, что «Самарканд и Бухара все равно будут наши». Исторически эти территории действительно принадлежали Таджикистану и были заселены таджиками. Однако в 20-х годах прошлого века вошли в состав советского Туркестана, а затем были переданы Узбекской ССР.

Узбекистан, в свою очередь, имеет территориальные претензии к Казахстану. Спорными считаются территории городов Сарыагаш, Туркестан, Сайрам, заселенные преимущественно узбеками. Также в Ташкенте мечтают вернуть части Кировского, Махтааральского и Жетысайского районов Южноказахстанской области. Они в 1956 г. были переданы Узбекистану, а затем частично возвращены Казахстану. Астана и Ташкент также не могут договориться по вопросу о границе, проходящей по акватории Аральского моря.

До сих пор не восстановлены дипломатические отношения между Туркменией и Азербайджаном. Их разорвали в 2001 г. из-за дележа каспийских нефтегазовых месторождений.

Следует отметить, что демографическая политика центральноазиатских государств приводит в условиях роста населения (свыше 50 млн. человек) к неравномерности их расселения. А с учетом дефицита плодородных земель и водных ресурсов не исключены социальные, межгосударственные и межэтнические конфликты.

Фактически не урегулированы территориальные споры между Россией и Казахстаном, Россией и Азербайджаном, Россией и Грузией. Русское население, проживающее в приграничных районах этих стран, стремится к воссоединению с исторической родиной. Особенно заметно это проявляется в Казахстане, который до создания СССР не имел своей государственности. А госграница между бывшими советскими республиками была проведена без учета мнения русских, населяющих северные области Казахстана.

Тревогу вызывают и сунито-шиитские, а также тюрко-персидские противоречия в соседних с Россией государствах: Турции, Иране, Ираке, а также Афганистане и Пакистане. Так, проект создания «Великого Курдистана» затрагивает не только территории не граничащих с РФ стран, но и области бывших советских республик - Армении и Грузии.

А решение пуштунской проблемы и возможное появление независимого Пуштунистана неминуемо осложнят обстановку в Афганистане и Пакистане, а, следовательно, и во всей Центральной Азии.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram