Аргументы Недели → Политика № 50(188) от 17.12.2009

Кто ответит за туркменский газ

, 16:34 , Главный редактор АН

14 декабря статус России как крупнейшей сырьевой державы был существенно подорван. Среднеазиатские республики - Казахстан, Туркмения и Узбекистан - открыли первый газопровод в Китай. На церемонии открытия присутствовали руководители всех этих стран.

Москве осталось скрипеть зубами. Начались поиски виноватых. Крупнейшая федеральная газета опубликовала статью, где вина за то, что среднеазиатский газ пошел в Китай, минуя Россию, возлагается на «Газпром». А значит - на г-на Миллера. Именно он затянул строительство газопровода «Алтай», по которому туркменский газ должен был следовать в Китай по нашей территории. В качестве контрпримера в статье приводится первый вице-премьер Игорь Сечин. Он, наоборот, обеспечил строительство важного нефтепровода в Китай. А значит - помог стране диверсифицировать поставки нефти, ориентированные до сих пор только на Европу.

С учетом того, что нефтегазовая «тема» является для правительства России и лично В. Путина важнейшей, стоит ждать перемен. Во всяком случае, в судьбе А. Миллера. Его «стараниями» усилия премьер-министра по сохранению Туркмении в зоне московского влияния резко подорваны. Хотя «китайский» отбор туркменского газа, который в Москве до сих пор считали своим, имеет для «Газпрома» и положительный эффект. Конкуренту «Газпрома» - трубопроводу «Набукко» газ брать будет уж точно неоткуда. Китайцы фактически убили нашего конкурента. Но, как видно, хотелось бы и «рыбку съесть, и отдохнуть присесть»... А значит, борьба за «Газпром» продолжится. При этом европейское направление газовых потоков остается пока главным. И вот почему.

В силу почти враждебных отношений СССР и КНР сеть нефтегазовых трубопроводов была изначально развернута на Запад. По этой причине главным наполнителем госбюджета страны выступал и выступает тоже Запад. По мнению аналитиков Центра политической информации (ЦПИ), Кремль еще долго будет оставаться заложником хороших отношений не с Китаем, а с Западной Европой. Да и вся российская элита фактически находится у Запада в плену. Начиная от учебы там своих детей до банковских счетов и недвижимости в Лондоне, Париже, Цюрихе, Риме, Берлине... По оценкам аналитиков, до 100 млрд. долларов «личных» денег, которые идут мимо государственной кассы, оседает там ежегодно. Значительная часть из них «возникает» от разницы цен при экспорте нефти и газа.

По мнению специалистов ЦПИ, верхний эшелон нашей элиты различается по уже известному признаку.

Первое - это «европейцы». Основу этой группы составляет бизнес-элита, ориентированная на так называемых государственников-силовиков. Это - ФСБ, таможня, госкорпорации ВПК (кроме Роснано Чубайса), РЖД, МО и МВД.

Вторые - друзья Америки. По мнению аналитиков ЦПИ, их олицетворяет Дм. Медведев. Основу этой группы составляют гражданские юристы и экономисты. А также Минфин, Минэкономразвития, инновационные корпорации и фонды. Эта группа условно называется в США «цивиликами» и ориентируется на англо-американский капитал.

Понятно, что обе эти группы находятся в известной зависимости от своих центров влияния.

Поэтому стратегическая контригра Кремля в глобальной мировой политике может быть только на китайском направлении. Но здесь из колоды вдруг выхватывается козырная карта - туркменский газ. И это в тот момент, когда главный представитель государственников И. Сечин начал реализовывать схему по вовлечению Китая в орбиту наших интересов.

Объективно это выгодно только Вашингтону. Усиливать Китай и Россию явно не входит в его планы. Так что «цивилики» могут торжествовать. Отъем китайского газового рынка объективно способствует ослаблению нашей сырьевой зависимости. Но что они предлагают взамен? Пока одни слова и декларации. А нефть и газ - понятия вполне материальные. В конце концов, хорошо себя ощущать можно и в статусе великой нефтегазовой державы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram