Абхазский выбор
16 декабря 2009, 14:47 [«Аргументы Недели», Олег УТИЦИН ]
Сергей Багапш второй раз избран президентом Абхазии. За ходом выборов в независимой республике наблюдал корреспондент «АН».
Кандидитов в президенты на финишной прямой было пятеро: действующий президент Сергей Багапш, бывший вице-президент Рауль Хаджимба, директор госкомпании "Абхазское морское пароходство" Заур Ардзинба, лидер оппозиционной Партии экономического развития Абхазии Беслан Бутба и беспартийный безработный Виталий Бганба - 1,5 процента.
- Ны должен понять, что каждый абхаз вполне справедливо считает себя президентом, - объяснял мне известный в Абхазии психолог, он же подполковник МВД Руслан Ходжава, - и если ты это поймешь, поймешь, какие предвыборные страсти кипят в душе каждого. Но мы надеемся на мудрость народа в этом выборе... и на наши молитвы...
Перед выборами в республике насчитывалось 127 тысяч избирателей. Хотя сами абхазы шутят, что представителей их нации больше всего находится в Москве - «потому что там очень много столБа (на слог Ба заканчивается большинство абхазских фамилий - авт.). Перед выборами вдоль центральной трассы почти на каждом столбе висели потреты потенциальных президентов. Багапш был скромнее всего - пара больших плакатов в Сухуме - на одном он вместе с Путиным, на другом - с Медведевым. От теледебатов Багапш тоже отказался - у него работы много, некогда болтовней заниматься, о его кандидатуре пусть судят по делам его.
Дела же его таковы, что при нем Россия признала, наконец-то, независимость Абхазии и в основном взяла на себя заботы о безопасности страны и защиту от внешнего агрессора.
В политически неангажированных кругах царило одно настроение - кого бы ни выбрали президентом, главное - чужого не будет. Кстати, как подтвердили источники «АН» в правительственных кругах республики, при новом президенте руководителем правительства обязательно должен быть русский, но с абхазским гражданством. Это одно из условий контроля за деньгами, которыми Россия собирается поддерживать своего субтропического соседа.
В горном селе подвожу старейшин к избирательному участку, интересуюсь, за кого собираются голосовать.
«Багапш, - говорят с достоинством после паузы для размышления, потом мотивируют - он уже сытый, а новый придет - всю родню свою на посты хлебные расставит, а нам опять ничего не останется...»
Пожилая женщина в черном трауре: «Этот, который из пароходства, он мой родственник, на хорошей должности сидит, родне помогает, деньги имеет. Чего ему еще не хватает, куда он в президенты собрался? Мало ему что ли? Или тот, который деньги раздает по деревням - по тысяче рублей человеку, чтобы за него проголосовали. Я этим людям говорю, зачем деньги берете? А они - а мы все равно проголосуем за кого хотим, как он узнает? Эх, раньше у абхазов совесть была. А сейчас где она? Ишак покушал. Вот где...»
В ночь перед выборами представители оппозиции сорвали прямой эфир, ворвавшись в телестудию республиканского телеканала в Сухуме. Оттуда их вывела милиция. Обошлось без серьезных инцидентов. Теперь у избирательных участков дежурят милиционеры.
- На прошлых выборах чуть до стрельбы не дошло, -- рассказывают резервисты - ветераны войны с Грузией, - ведь у многих дома оружие еще осталось. Представляешь, абхазы чуть друг друга убивать не начали. Хоть бы эти выборы в один тур прошли, чтобы страсти не разжигать. Мы почти всех кандидатов знаем, только этот (называют фамилию)... Он где был во время войны с Грузией?
«Организовывал поставки гуманитарных грузов в Абхазию и присылал сюда высококвалифицированных медиков из России», - читаю предвыборную листовку.
- В Италии он был с детьми своими, пока мы воевали здесь. А теперь сюда приехал, его люди ездят по селам деньги раздают, чтобы за него голосовали. В одном селе дорогу построил на свои деньги. Ну, это село за него и проголосует...
Еду на другой избирательный участок, по дороге подвожу деда. Он рассуждает о том, какой должен быть президент:
- У американцев - разве президент? Это не президент! - говорит резко и внушительно.
- ???
- Лопоухий какой-то. У президента фигура должна быть! Он должен быть высокий, чтобы сразу видно было отовсюду, статный, красивый. И чтобы умел с людьми разговаривать. Вот Путину тоже фигуры немножко не хватает. А потом сам посмотри. Кого выберут? Допустим, выберут кого-то другого - а Путин скажет, вы кого ко мне привели? Я с одним договаривался, а это кто? Я его не знаю. Неудобно как то получится. Некрасиво...
В другом селе электорат Багапшу не особо доверяет: «Он же из Очамчиры? Они же все выходцы из Грузии!!! Они же нас всех грузинам продадут! Если уже не продали!»
В третьем селе разговариваю с главой администрации:
- К полудню, - говорит, - уже 50 процентов проголосовали. У нас на участке 217 избирателей, на 15 человек я дал открепительные талоны, кто-то болеет. Сейчас с урнами поедем по домам, где старики выйти не могут. С наблюдателями поедем обязательно. Их у нас по три человека от каждого кандидата...
- У вас кабинки для голосования шторками не закрыты на входе...
- Это специально так везде решили сделать. Чтобы выборы были прозрачными, чтобы видно было, что никто ничего не подбрасывает. Был один маленький конфликт, когда я со своими соседями по-армянски разговаривал о наших проблемах - дороги, вода. Один из наблюдателей подошел ко мне и стал ругаться, что я подговариваю их голосовать за одного кандидата. И говорит при этом, что наш язык понимает. Если бы понимал - знал бы, о чем на самом деле речь идет.
...У всех кандидатов предвыборные программы практически одинаковые. Главный лозунг - нет коррупции. Но в этой маленькой стране все про всех хорошо знают, и поэтому сказки про борьбу с коррупцией тут никому не интересны и говорить об этом вслух даже стыдно.
Чего люди ждут от нового президента? Самых простых и необходимых для жизни вещей - бесперебойного света, воды, нормальных дорог и нормального перехода через границу с Россией. В конце лета, когда отдыхающие вдруг хлынули сюда потоком, люди в очередях на пропускных пунктах стояли иногда по шесть часов под палящим солнцем. Сейчас начались ливни, и под дождями мокнут огромные очереди людей с тачками, доверху гружеными коробками с мандаринами. «Граница - это наши слезы, - сказал мне один из старейшин. - Но обещали разобраться с очередями. Самое главное - чтобы войны не было. Тогда и все остальное будет».
В воскресенье стало ясно, что Багапш резко оторвался от соперников и победил в первом туре... Ночью, после подведения итогов, над Абхазией разразилась буря со шквальным ветром. Свет погас. Этот репортаж пришлось срочно дописывать под треск свечки на оставшейся зарядке ноутбука... До офшорной зоны, о создании которой заявил Багапш год назад, судя по всему, еще далековато...