ГАДЖЕТЫ - ПОЛЬЗА И ВРЕД ДЛЯ ДЕТЕЙ
Тема гаджетов волнует, пожалуй, каждого родителя. С одной стороны, гаджеты, планшеты, компьютеры окружают нас повсюду, дети с 1 класса учатся делать презентации, печатать тексты, с другой – родители опасаются зависимости и нарушений работы нервной системы. Оправданы ли страхи?
Компьютерные дети
Взрослые очень боятся, что у детей может сформироваться интернет-зависимость. С точки зрения неврологии, любое приятное занятие сопровождается выбросом серотонина, гормона радости. Мозг моментально запоминает, что вызвало ощущение удовольствия, и потому человек испытывает желание вернуться к этому занятию снова и снова. Такие ощущения возникают не только от гаджетов, но и вкусной еды, спорта, общения с любимыми, и даже может формироваться своего рода «зависимость» от фитнеса, сладкого и тп. Поэтому опасны гаджеты не сами по себе, а скорее степень увлеченности ими, и занятия, игры, которые выбирает ребенок.
«Планшет, телефон, компьютер, телевизор – всего лишь инструменты, которые мы можем использовать во благо, и во вред, - считает д.м.н., профессор кафедры неврологии 1МГМУ имени Сеченова Алексей Борисович Данилов. – Многое зависит от того, как ребенок проводит время за гаджетами. Если он будет играть в шахматы, решать математические задачки в игровой форме, то тем самым сможет активно развивать интеллект, память, стратегическое мышление. А если будет тратить время на агрессивные стрелялки, повышающие уровень кортизола, гормона стресса, и угнетающе воздействующие на нервную систему, то может спровоцировать нарушения сна, снижение концентрации внимания, появление расторможенности и раздражительности. Иногда из-за игр дети так перевозбуждаются, что родители решают, что у них гиперактивный ребенок. Хотя на самом деле, если снизить использование телевизора и компьютера, наладить ребенку режим и сон, все придет в норму».
Развитие речи
Постоянное использование гаджетов в раннем дошкольном возрасте может тормозить развитие из-за недостатка «живого» общения. Когда мама вместо чтения книжки, разговоров, дает ребенку в руки планшет, надеясь, что обучающая видеопрограмма разовьет речь ребенка, она совершает серьезную ошибку. Дело в том, что в речевом процессе участвует все наше тело, которое совершает микродвижения. Тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения: мы фактически повторяем и «считываем» на невербальном уровне речь говорящего. Маленькие дети бессознательно копируют эти микродвижения взрослых (наверняка, каждый видел, как младенцы живо начинают реагировать на обращенную к ним речь, активно размахивая ручками и ножками, высовывая язык и тп), и таким образом происходит развитие речи ребенка. Если же ребенок слышит речь из динамиков телевизора или компьютера, его тело никак не реагирует на звуки, и поэтому речевого развития не возникает!
Детский сон
За последние годы выросли жалобы родителей на нарушения сна у детей. Подобные нарушения могут быть вызваны в том числе и использованием гаджетов. Поэтому родителям важно дозировать использование гаджетов и обязательно приучать детей выключать все электронные устройства за пару часов до сна, чтобы организм настроился на отдых, и снизился риск возникновения бессонницы. «Поскольку гаджеты перевозбуждают нервную систему, лучше выключать их за некоторое время до отхода ко сну, и отдавать предпочтение спокойным занятиям: чтению, прослушиванию приятной музыки, релаксации. Это позволит расслабиться и легко уснуть», - уточняет Алексей Борисович.
См более подробно на www.medvedeva-shishova.ru
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram