Кто такой трабл-шутер, или как победить в конкурентной борьбе?
Вы “неожиданно” услышали о том, что неподалеку была зафиксирована вспышка радиации, и, в это же время, “случайно” узнали о распродаже соответствующих счетчиков, это еще не значит, что нужно “скорее покупать, пока все не разобрали”. Велика вероятность того, что вся эта ситуация - умелый план, который реализует трабл-шутер. Скорее всего, его задачей является оперативный сбыт счетчиков, давно залежавшихся на складе.
В последнее время об этой редкой профессии слышно все чаще. Деятельности ее представителей “приписывают”, как правило, неожиданные успехи компаний, которые уже стояли на грани краха, резкую смену позиций в жесткой конкурентной борьбе, реализацию самых неожиданных проектов.
Об особенностях профессии, в целом, и работе ее представителей, в частности, рассказал один из самых известных специалистов, работающих в этой сфере, один из участников рейтинга “ТОП 10 лучших трабл-шутеров России”, Максим Сучков.
Посмотреть видео о данной профессии можно на YOUTUBE канале.
Как работают трабл-шутеры?
Само название профессии переводится как “отстреливающий проблемы”. В связи с этим, невольно может возникнуть представление об этом специалисте, как о некоем “терминаторе”, который идет напролом, чуть ли не физически уничтожая все на своем пути. Разумеется, это не так. Поставленных целей трабл-шутер добивается законно. Правда, “набор” методов весьма разнообразен и специфичен. Среди них - юридические, маркетинговые методики, а также политические технологии, включаю лоббизм. Но самое главное, без чего просто не может обойтись специалист , - это личные качества, чутье и умение мыслить нестандартно.
Если попытаться охарактеризовать траблшутера, то можно сказать о нем, как о человеке, который умеет быстро и во всех деталях входить в курс дела, принимать важные, порой, кардинальные решения, не боятся нестандартного подхода к решению той или иной проблемы. Особенностью его услуг, кроме всего прочего, является их высокая стоимость. Поэтому нанять его могут позволить себе лишь обеспеченные люди. Среди них - бизнесмены, топ-руководители, которые готовы потратить значительные средства за то, чтобы получить колоссальный результат, например, занять лидирующее положение в той или иной бизнес-нише.
В какой-то степени, трабл-шутер, действительно, похож на терминатора. Он обязан решить задачу, которую на него возложил клиент, в любом случае, при этом, соблюдая не только условия заказа, но и оговоренные сроки. В условиях жесткой конкурентной борьбы для этого нередко приходится прибегать к достаточно суровым методам. В частности, для того, чтобы “расчистить место под солнцем” для своего клиента бывает необходимо “потопить” конкурентов. Это входит в обязанности, так называемых, экстремальных маркетологов, которые, зачастую, входят в команду хорошего трабл-шутера.
Кстати, терминатор - не единственный киноперсонаж, на примере которого, отчасти, можно объяснить особенности работы представителя нашей профессии. Еще один яркий пример - Шерлок Холмс. С трабл-шутером его “роднит” умение по-особому воспринимать ситуацию, объединяя все важное и отбрасывая все второстепенное, не относящееся к конкретной ситуации. И, конечно, не обойтись без умению замечать ,казалось бы, незначительные детали, на которые другие специалисты не обращают внимания. Но именно они и помогают, в итоге, найти верное решение.
Конечно, Шерлок Холмс - лишь вымышленный специалист. В реальности, работа трабл-шутера, как правило, происходит в команде. Например, вмоя группа состоит из 11 специалистов. Работа, зачастую, идет очень напряженная. Мы “ходим” по лезвию, между понятиями добра и зла, так сказать. Только так можно одержать победу в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Кто становится трабл-шутерами?
В немалой степени способности, необходимые для успешноготрабл-шутинга, уже присутствуют в человеке. Это умение мыслить нестандартно, принимать решения, реализовывать их, организовывать работу. При этом, человек, может просто не задумываться об этом, не развивать свои способности.
В большей степени, формирование представителя специальности происходит не в процессе усвоения теоретический знаний, а на практике. Отличным периодом “воспитания” являются выборы, точнее, подготовка и проведение предвыборных кампаний. Именно в этих напряженных, стрессовых условиях, когда необходимо быстро принимать решения, организовывать работу, действовать нестандартно, и происходит “проба сил” политтехнологов, из которых получаются потом хорошие трабл-шутеры.
Политтехнологии, кстати, очень положительно сказываются на формировании будущих специалистов, “отстреливающих проблемы”, благодаря тому, что они так близки к структурам власти. В этой среде можно научиться искусству лоббизма, получить навыки “кулуарных игр”, без которых просто невозможно добиться успеха. Как в политике, так и в бизнесе. Нередко, именно подобные умения оказываются более значимыми, чем бизнес-таланты. Кстати, это справедливо и для России, и для Запада.
Если говорить о том, что важнее для хорошего трабл-шутера, - врожденные таланты или же приобретенные знания и умения, то большую роль играют, все-таки, первые. Безусловно, образование и получение нового практического опыта неоценимо. Однако, именно от природных данных зависит, насколько будет эффективным профессиональное развитие специалиста. Ведь, например, очень трудно научить человека особым образом относиться к деталям.
Бизнес сегодня “грешит” стандартизированностью. Нередко это мешает почувствовать разницу между тем, какое принятое решение является верным, а какое - нет. А сделать это порой помогают именно мельчайшие детали, из которых и складывается полноценная картина. Именно в умении работать с ними и заключается, в немалой степени, степень профессионализма представителя нашей профессии.
C чем имеют дело трабл-шутеры?
Работа специалиста в нашей стране имеет свою специфику. Как правило, клиенты предпочитают обращаться к нему за помощью уже в тот момент, когда сами стоят на грани краха, когда действия других консультантов: как “внутренних”, так и “внешних” не возымели должного эффекта.
Впрочем, бывают и такие случаи, когда бизнесмены сами предчувствуют приближение неприятностей, даже когда их явных признаков пока нет. В идеале, именно в этот момент и стоит приглашать трабл-шутера. Благодаря своим профессиональным качествам и своей команде специалистов, он способен эффективно предотвратить возникновение бизнес-проблем, максимально нейтрализуя их возможные последствия для заказчика.
Увы, зачастую происходит иначе. Почуяв неладное, бизнесмен обращается за разъяснением ситуации к топ-менеджерам, которые старательно уверяют его в том, что ситуация не вызывает никаких опасений, на графиках доказывая, что так оно и есть. Собственник успокаивается и не предпринимает никаких действий, что и влечет за собой серьезные последствия.
Именно так и произошло с бизнесом одного из моих клиентов, который, чуть было, не рухнул. Уже отправляясь в отпуск, он все же, обратился ко мне, попросив лично промониторить ситуацию с его компанией. Готовясь к встрече, я отправил своих специалистов “в поле”, чтобы получить достоверную информацию. Как оказалось, ситуация, действительно, была близка к критической. И мы вместе с заказчиком начали экстренно готовиться “к бою” за его бизнес.
Все подготовительные работы велись в условиях определенного сопротивления со стороны топ-менеджмента, так как они уже собирались тоже в отпуск и искренне не понимали, зачем вся эта суматоха. Поэтому приходилось много сил тратить на контроль за выполнением возложенных на них поручений.
В какой-то степени, менеджеров можно было понять. У них были на руках хорошие графики аналитиков, а за плечами - достойное образование и большой опыт успешной конкурентной борьбы. Команда заказчика, действительно, была хорошей, но, увы, не имеющей навыков “боев без правил”.
Именно это и могло им помешать. Это, как с боксом. Они умели побеждать при условии, что оба противника играют по правилам. Но они были обречены проиграть в “уличной драке”, то есть в условиях, когда правил просто не существует. Именно в умении работать в таких нестандартных условиях и заключается суть трабл-шутинга.
Первый удар был нанесен, когда конкурирующая компания запустила в продажу товар, аналогичный тому, что продавала компания моего клиента, но по гораздо более низкой цене. Из-за этого наши продажи сильно упали, а конкурент продвигался на рынок очень быстро и успешно. Поражение было очень близко. Но мы успели подготовиться.
Среди первых 30 тысяч покупателей 2 тысячи были нашими людьми. И через месяц, мы нанесли ответный удар. Зацепиться было, за что. Товар конкурента, действительно, имел много существенных недостатков, так как выпускался наспех. И мы начали атаку рекламациями. Мы придерживались графика - по сто в день. При этом, все они получали широкую огласку как с социальных сетях, так и в СМИ.
Следующим ударом стал пущенный слух о том, что товар конкурента опасен для здоровья. На листовках, размещаемых на подъездах, было рекомендовано покупателям товара провериться на возможное наличие опухолей. Они якобы могли возникнуть из-за вредного излучения, исходящего от приобретенного продукта. Эту “страшилку” успешно растиражировало “сарафанное радио”, благодаря чему, через три месяца с начала продаж с конкурентом было покончено.
Но это был только первый раунд. Оказалось, что главная опасность скрывалась внутри компании моего клиента. Благодаря продажам конкурентного товара планировалось ухудшить показатели продаж компании заказчика перед предстоящим советом директоров. Это послужило бы поводом для смещения моего клиента с поста председателя. К счастью, мы одержали победу. Не стану раскрывать дальнейших подробностей, поскольку я, как специалист, обязан сохранять конфиденциальность.
Нередко бизнесмены, добившиеся успеха, со временем привыкают к нему, к спокойному течению жизни, своего дела. Они просто отвыкают от “драки”, забывают приемы, которые помогают выстоять в конкурентной борьбе. Именно трабл-шутер способен напомнить ему о “боевых” временах, “привести в тонус”.
Имеют представители нашей профессии дело и с компаниями молодыми, малоопытными, которые хотят завоевать место на рынке. А добиться этого можно только с помощью ущемления интересов других компаний, в том числе, тех, которые уже давно присутствуют в нише. Это необходимость, без этого победить в конкурентной борьбе невозможно.
Профессиональные трабл-шутеры придерживаются в своей работе некоего кодекса чести, чтобы не “убить” свою репутацию. Ведь именно от нее зависит, насколько они будут востребованными на профессиональном поприще. В этом они похожи на адвокатов, которые тоже, в частности, никогда не работают против своих бывших клиентов. Но главное правило, которого придерживаются хорошие специалисты, - это победа любой ценой, независимо от сложности поставленной задачи, до конца отстаивать интересы заказчика.
Справка:
Максим Игоревич Сучков профессиональный политтехнолог, трабл-шутер. На сегодняшний день возглавляет группу компаний «Штаб 24», является владельцем «Независимого рейтингового агентства «А+», «Бюро политических технологий». Он также стал владельцем фонда «Атмосфера», возглавляет Ассоциацию политтехнологов Нижегородской области.
С 1996 года Максим Игоревич является руководителем команды профессионалов, оказывающих услуги по улучшению позиций бизнеса клиентов, поиску и усилению преимуществ компаний среди их конкурентов, реализации нестандартных мероприятий для достижения максимальной выгоды заказчиков, специализирующихся в сфере лоббизма.
Максим Игоревич получил дипломы Академии народного хозяйства при Президенте РФ, Московской Школы Политических Исследований и Центра креативного лидерства в Колорадо-Спрингс и других профильных учреждений образования. Профессиональный трабл-шутер также является обладателем золотого диплома Института эффективного менеджмента Европейского банка Реконструкции и Развития. В 2015-м он был признан третьим среди наиболее успешных представителей профессии по версии рейтинга «ТОП 10 лучших трабл-шутеров России».
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram