Как проходят госзакупки?
Анализ составлен в результате мониторинга 397 конкурсов, прошедших в Москве с 1 до 15 декабря 2016 года. На этап 31 января 2017 года закупки в рамках данных торгов были завершены. Проведение всех конкурсов регламентировано N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Начальная минимальная цена заказов стартовала с 10 млн. рублей, то есть к рассмотрению были приняты участники, представляющие крупный бизнес (большинство заказов для малого и среднего бизнеса в среднем колеблются на отметке от 1 до 10 млн рублей).
Госзакупщик отдает предпочтение единственному поставщику.
Ранее Счетная палата Российской Федерации отмечала, что по итогам 9 первых месяцев 2016 года доля закупок у единственного поставщика снизились с 51,1% до 41,5%. Тем не менее итоги декабря показывают (см. таблицу), что основным способом закупки по количеству лотов по-прежнему является оформление договора с конкретным поставщиком. Процедура заключения контракта регулируется ст. 93 N 44-ФЗ, но такой вид закупки проще: он позволяет заказчику потрать меньше времени и усилий на проведение торгов и выбрать в качестве поставщика проверенную компанию.
Однако это не означает, что всем остальным стоит отказаться от участия в торгах. По количеству лотов также лидируют открытый конкурс и электронный аукцион. Последний не только максимально удобен для участников с организационной точки зрения, но и служит устранению коррупции. Первоисточником о госнуждах является сайт zakupki.gov.ru, который необходимо регулярно мониторить на предмет публикации новых конкурсов. Ниже расскажем, когда это правильно делать.
Пик публикации новых заявок приходится на выходной.
Самыми популярными днями размещения заявок на официальном сайте госзакупок являются, как выяснилось, суббота (22,6% всех опубликованных заявок), вторник (21,6%) и пятница (19,6%). Сложно сказать, чем вызвана такая периодичность, тем не менее именно в эти дни больше всего вероятность успешного мониторинга портала на предмет появления новых конкурсов.
Регулярно на официальном сайте госзакупок ведутся технические работы (обычно с 10 вечера до 10 утра). Вероятно, сайт не выдерживает большого количества посетителей и, возможно, именно с этим связан тот факт, что большинство конкурсов публикуется на портале либо после окончания среднестатистического рабочего дня (после 18.00), либо утром. На этот факт тоже стоит обратить внимание тем, кто отслеживает новые заявки.
Особое внимание — критериям «Цена» и «Опыт».
Представленные на конкурс заявки, как известно, оцениваются заказчиком по ряду показателей (в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085).
Критерии подразделяются на стоимостные, в числе которых цена контракта, и нестоимостные (основное требование — квалификация участников закупки). Значимость критерия оценки выражается в процентах от 100. В проанализированных конкурсах значимость критерия «Цена» (в тех лотах, где это явно указано) в основном составила либо 30%, либо 60%. Значимость критерия «Опыт» (опять же при условии указания) варьируется от 5% до 70%, но самые частые значения — 20% и 40%.
Соответствие этим двум основным критериям теоретически должно обеспечивать победу в тендере, однако требования не всегда строго соблюдаются. Так, АО «Вимм-Билль-Данн» в конце 2016 года стало победителем торгов на поставку в московские раздаточные пункты детского питания и молочной продукции. Однако уже 10 января 2017 года Федеральная антимонопольная служба вынесла предписание об отмене результатов конкурса. Причиной стало то, что ВБД не предоставил документацию в соответствии с требованиями законодательства. Тем не менее, именно эта компания будет реализовывать государственный заказ в ближайшие 3 года. Сумма контракта, подписанного с Департаментом здравоохранения города Москвы, составила 11,6 млрд. рублей.
В вышеупомянутом докладе Счетная палата Российской Федерации говорит об увеличении доли закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций. Это свидетельствует о том, что упомянутые поставщики получают возможность выиграть госконтракт не за счет опыта, а благодаря другому критерию — максимально выгодной предложенной цене.
В связи с вышеуказанным можно предположить, что уменьшение цены в заявке, несмотря на наличие других требований и нарушений, может оказаться единственным фактором определения победителя торгов.
Придется столкнуться с несовершенством системы.
При осуществлении закупок по N 44-ФЗ продолжают происходить нарушения. За 9 месяцев 2016 года их выявлено около 2 тысяч. Ряд из них происходит по вине самого заказчика (например, неправильное оформление конкурсной документации). По мнению главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, доля нарушений антимонопольного законодательства, допущенных государственными органами, остается самой крупной несмотря на снижение с 50 до 37%. Слова руководителя ФАС, сказанные в ходе недавнего правительственного часа в Совете Федерации, цитирует RNS.
Определенный риск неудачи в торгах — не повод в них не участвовать, даже несмотря на неправомерные действия чиновников и других компаний-игроков, выигрывающих конкурсы с нарушениями. В случаях возможного несоблюдения порядка проведения торгов следует обращаться в арбитражный суд, а при подозрении на ограничение конкуренции — в антимонопольную службу.
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram