Максим Каганский: «Атриум» – это комфортная коммерческая площадка»
Один из совладельцев ТРК «Атриум» - о перспективах развития комплекса
Пандемия COVID-19 привела к существенным изменениям устоев, традиций, бизнес-моделей во всех сегментах экономики. Как развивается «посткоронавирусная» ситуация в непродовольственном ритейле – в частности, в крупных торгово-развлекательных центрах Москвы? Насколько существенно пандемия повлияла на взаимоотношения арендаторов и арендодателей, на ключевые показатели их бизнеса? Об этом рассказывает один из совладельцев ТРК «Атриум» на Земляном валу – предприниматель и меценат Максим КАГАНСКИЙ.
Максим, расскажите для начала: какова ситуация в непродовольственном сегменте ритейла в данный момент? Как чувствуют себя торговые центры, вернулись ли на прежний уровень трафик посетителей, обороты арендаторов ТРК?
Максим Каганский: Стоит оговориться, что ситуация у всех разная и зависит от многих факторов – в первую очередь от локации, концепции ТРЦ и набора арендаторов. Сейчас мы видим, что рынок коммерческих объектов, в особенности торгово-развлекательных центров, стал сверхконкурентным. Если раньше основным принципом было – «построить торговый центр в хорошей локации», то сейчас это правило уже не работает столь однозначно. Потребитель выбирает не только локацию, но и комфортную среду, современный дизайн коммерческого объекта, выбирает с учетом наличия арендаторов, которые ему необходимы. Очень важную роль играет наличие комфортного и недорого паркинга, объектов питания и еще множества факторов, каждый из которых влияет на выбор потребителя. Если таких преимуществ недостаточно, то при сегодняшней конкуренции объект постепенно теряет трафик, как результат – теряет обороты арендаторов, качество арендаторов падает и это неминуемая «коммерческая смерть» объекта.
Каковы основные «правила Максима Каганского» при выборе арендаторов для «Атриума»?
Максим Каганский: «Атриум» – это довольно сложный пример. Как известно, наш комплекс находится в самом центре Москвы – на Садовом Кольце, в непосредственной близости от трех станций метро и Курского вокзала. Это значит, что недостатка в посетителях у нас никогда не было и, надеюсь, не будет. А трафик посетителей, в свою очередь, это хорошие обороты каждого нашего арендатора. Наша единственная проблема – размер «Атриума». По меркам начала 2000-х, когда открылся наш ТРК, он был одним из самых больших в Москве. Сейчас же 100 тыс. кв.м. общей площади это довольно скромный параметр, из них плюс-минус 50 тыс. кв.м. сдаваемой площади. Это значит, что мы не в состоянии разместить всех арендаторов, желающих попасть в «Атриум»
Такой скромный размер для торгово-развлекательного комплекса – это все-таки хорошо или плохо ?
Максим Каганский: Я считаю, это оптимальный размер для коммерческого объекта в подобной локации. Конечно, любым собственникам при наличии успешного коммерческого проекта всегда хочется увеличить его площадь, разместить еще больше арендаторов, зарабатывать еще больше… Но всегда нужно искать верный баланс площадей, чтобы ТРК был в первую очередь комфортным для посетителей. Я могу с уверенностью сказать: сегодняшний «Атриум» – это комфортная коммерческая площадка, где присутствуют все известные мировые бренды, представленные в РФ, но при этом практически нет брендов второго-третьего дивизиона. Благодаря этому «Атриум» остается компактным, навигационно понятным для посетителя торгово-развлекательным комплексом, в которым представлены все основные арендаторы, вызывающие интерес у современного потребителя.
Максим, а в чем тогда «изюминка» «Атриума»? Чем он отличается от многих других, благодаря чему вам удается столько лет поддерживать интерес посетителей?
Максим Каганский: Мне кажется, основное преимущество – в том, что мы всегда держим руку на пульсе. Несмотря на дефицит свободных арендных площадей, мы проводим много встреч с потенциальными арендаторами – в том числе с новыми компаниями и брендами, которые только-только выходят на российский рынок. В последние годы очень внимательно отслеживаем, как двигаются и развиваются российские бренды. У нас в комплексе достаточно много примеров крайне удачного ведения бизнеса и развития бренда именно от российских компаний – таких, как «Эконика», 12 storeez, Lime и многие другие. Если посмотреть на их новые коллекции, дизайн магазинов, операционный бизнес – это крайне качественный, современный продукт, которым можно гордиться. Как результат – потребитель выбирает и покупает, обороты растут, компании развиваются и успешно конкурируют с известными во всем мире брендами. Искренне желаю им всем удачи: ведь их развитие – залог нашего успеха. Меня радует, например, тот факт, что ТРК «Атриум» устойчиво входит в топ-3 самых популярных торговых центров Москвы среди путешественников по версии авторитетного портала Tripadvisor, опережая многих более крупных по размеру конкурентов. Уверен, что во многом это заслуга наших арендаторов.
Максим Каганский – российский предприниматель, совладелец нескольких разнопрофильных бизнес-активов. Бенефициар Группы компаний «Карельские Рыбные Заводы» (ГК «КРЗ», Карелия) – вертикально-интегрированного рыбоводческого холдинга полного цикла (производство рыбного корма, выращивание мальков, форелевые хозяйства, производство готовой продукции).
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram