Как рынок грузоперевозок переживает экономический кризис?

В сложившихся экономических условиях перевозчики сталкиваются с разными трудностями. Поговорим о влиянии кризиса на бизнес перевозок с директором транспортной компании Владимиром Бортниковым.

Сокращение объема перевозок и повышение расходной части

- Владимир Сергеевич, какие основные проблемы можно выделить для перевозчиков на фоне кризиса?

- Во-первых, сократился объем грузоперевозок, что отражается на доходности компаний. Во-вторых, на порядок выросла стоимость запчастей на импортные грузовые машины, что связано с высоким курсом евро и доллара. Получается, что расходная часть растет, а доходы сокращаются. Еще один важный момент – это отсутствие средств в экономике, поэтому мы часто сталкивается с задержками по платежам. Впрочем, это проблема не только рынка грузоперевозок, но и других отраслей – строительства, промышленности и пр.

- Сократился ли объем международных сообщений?

- Объемы значительно сократились у тех перевозчиков, которые работали с санкционными товарами. Но компании, работающие с сырьем, нефтехимической продукцией, техническим оборудованием и другими видами товаров больших потрясений в плане объемов не испытали. Хотя падение рынка налицо, поскольку кризис оказывает влияние на бизнес клиентов, которым приходится сокращать поставки.

- Как транспортные компании справляются с такой ситуацией?

- Разрабатываются новые предложения для клиентов по всем направлениям. Например, для старых клиентов перевозка контейнеров осуществляется по сниженным тарифам. За счет сокращения стоимости перевозок привлекаются новые клиенты. Оптимизируются расходы внутри компаний.

Использование перевозчиками лизинга для обновления автопарка

- Насколько тяжело в условиях кризиса обновлять транспортный парк?

- Это еще одна важная проблема, с которой столкнулся рынок. Обновление автопарка чаще осуществлялось через лизинг, но при сокращении потреблении услуг большинство компаний максимально задействуют те машины, которыми уже располагают, не покупая новые грузовики.

- Причина не только в сокращении объемов, но и подорожании машин?

- Да, в среднем новые грузовые автомобили выросли в цене на 30-40 процентов. Изменились и условия лизинговых программ, в частности, многие банки увеличивают размер первоначального платежа до 20-30 процентов, тогда как ранее он составлял 15 процентов. Отыграть разницу в цене на повышении тарифов перевозчики не могут из-за высокой конкуренции, тем более ставка делается на привлечение клиентов.

- Банки ужесточают требования к заемщикам?

- Оформить лизинг стало сложнее, и не только в связи с ростом первоначального платежа. Многие крупные банки ориентируются на старую проверенную клиентскую базу. Изменился подход к лизингу и со стороны самих перевозчиков, экономия проявляется во всем, поэтому при выборе кредитной программы приходится обращать внимание на действующие скидки и акции.

Прогнозы развития рынка грузоперевозок – выживут сильнейшие

- Владимир Сергеевич, чего ждать перевозчикам в ближайшие годы?

- Если говорить о текущем 2016 годе, то ожидать роста объема не приходится, но и резкое падение не грозит, поэтому ситуация более менее стабильная. Мы работает в обычном режиме, клиенты всегда могут воспользоваться любой услугой, заказать контейнеровоз или отправку сборных грузов. Нужно работать в нынешних экономических условиях, подстраиваться под обстановку и все будет в порядке.

- Эксперты считают, что с рынка уйдут мелкие игроки, вы с ними согласны?

- Да, мелким компаниям приходится особенно тяжело, у них нет достаточного оборотного капитала, при этом налоговая нагрузка высокая, поэтому многие из них вынуждены прекращать свою деятельность. Это нормальный процесс, так и работает рынок, в условиях кризиса и высокой конкуренции остаются самые сильные игроки, которые смогли оптимизировать затраты и подстроиться под реалии.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram