Черно-белая живопись Ольги Курзановой
Ольга Курзанова — имя пока малоизвестное в искусстве. Она принадлежит к молодому поколению художников. У нее нет профессионального художественного образования, но она уже добилась настоящих побед в этой области, т.к. принадлежит к категории людей не только увлекающихся( а таких не так уж мало), но увлеченных. Это цельная натура - впечатлительная, но целеустремленная. Эмоциональным толчком к увлечению живописью стало посещение музея д Орсе в Париже в 2011 году. Интересно, что подобный же переворот в сознании, и твердое желание стать художником возникло когда-то и у Василия Кандинского после посещения выставки импрессионистов в Москве в 1895 году. Среди недавних выставок художника выставки в Дарвиновском музее в Москве, а также участие в художественном проекте «Арт-Весна 2016» в ЦДХ в июне этого года. Ее работы производят хорошее впечатление и на профессионалов, не только на неискушенных зрителей. Авторский темперамент чувствуется и в выборе художественных приемов, неординарной колористической трактовке, смелости композиционного построения. Художник как будто проводит для себя творческий эксперимент, опыт, стремясь найти новые ходы в создании художественного образа.
Серия работ в технике гризайль , экспонированной художником на выставке «Арт-Весна» в июне этого года в ЦДХ дала ей возможность решить ряд профессиональеных вопросов, не связанных с колоритом, но зато решающих вопросы со светотенью и композиционной структурой. Художника заинтересовал вопрос о художественных возможностях масляной живописи, лишенной цвета, но построенной, в основном, по всем известным ей законам данного вида искусства. Ольга Курзанова ищет свои врианты в создании образной структуры пейзажного жанра со всеми его метафорическими, глобальными задачами в сложной ситуации ограниченного двухмерного и монохромного пространства. В этом присутствует вызывающая уважение присущая ей смелость, стремление найти какие-то индивидуальные инновации в выбранных темах.
Например, пейзаж из этой серии «Черно-белая зима», чем-то композиционно и тематически напоминающий пейзажи Серова, Коровина, Виноградова, Герасимова и других русских импрессионистов. Распространенный в русской пейзажной живописи сюжет талой воды в лесу средней полосы. С помощью использованных художественных средств художнику удается передать ощущение ледяной застылости воздуха, воды, лесной сырости. Это таинственный мир зимней, дремлющей до весны природы.
Интересен пейзаж со сложным философским названием «Чужая земля», также выполненный в технике гризайль. Это совсем иное по психологическому состоянию полотно. В подчеркнутом деталями присутствующем здесь хаосе есть что-то зловещее, диссонирующее. Даже в контурном, эскизном изображении деревьев заднего плана есть что-то зловещее, намек на их нежизненность, обреченность. Это обобщенный образ того, что сделала с цветущей, живой планетой наша цивилизация. Это — чужая для нее земля, с ней можно делать все, что угодно. Но где же тогда своя?
Работа О.Курзановой «Полнолуние» построена на игре лунного света на привычных глазу впечатлениях и образах. Какими таинственными и необычными , просто загадочными существами из Космоса выглядят, оказывается, обычные одуванчики ночью. Эффект фотовспышки в темноте . Ощущение нереальности в полном отсутствии живых красок ночью. Ночь как будто съедает все краски дня , подчиняет жизнь своим таинственным законам.
Пейзаж «Суровый край»,хорошо сделанная работа,где графическая фактурность углубляет и подчеркивает классическую композиционную строгость , лаконизм и изысканность линий, пластичность пейзажных образов при полном минимализме сюжета. Художнику при этом удается выразить особую, трогательную красоту северной России, ее странную, необъяснимую даже для нас, ее жителей, прелесть и своеобразие.
Пейзаж «Небеса» также можно отнести к философским пейзажам Ольги Курзановой, хотя технически художник продолжает изучать в нем возможности монохромной живописи. Две трети полотна занимает в работе небо. Оно не кажется давящим, или пустым. Движение воздушных потоков, игры небесных стихий делает его живым, ощущаемым, подчеркивается испуганным, хаотичным бегом деревьев по круглящейся поверхности земли. Они кажутся такими хрупкими и незащищенными перед его неудержимой, мощной энергией. Эта работа интересна еще и тем, что представляет собой редкий в черно-белой живописи летний пейзаж.
«Дорожная романтика», «Дикий Север», «Белые березы» - также относятся к эспериментальной черно-белой живописи Ольги Курзановой. Интересны и ее игра световыми акцентами, и композиционные решения в зависимости от формата холста, создание объективного объемного внутреннего пространства с помощью линейной перспективы, передачи материальной плотности изображаемых предметов за счет контрастности пятен, контуров, геометрического построения. Но это, безусловно, не ученические работы. В них присутствует и решение духовных, интеллектуальных задач. Например, в «Дорожной романтике» - символичность, ощущение безграничности пространства, выхваченный эпизод быстро меняющихся бесконечных планов, ощущение движения к дальней оптической точке перемещения, возможно — какой-то цели.
Ольга Курзанова, безусловно, очень молодой еще в своем энергичном желании постичь наш мир человек, но уже почти сформировавшийся в своих полезных тенденциях и устремлениях художник, с большим творческим потенциалом замыслов, тем. Художник фактурный и интересный. Который всегда найдет своего зрителя, так как сам он находится в постоянном поиске красоты жизни в самых разнообразных ее реалиях и формах. Эти и другие работы Ольги Курзановой вы можете увидеть на ее сайте
Белова А. И. Член Международной Ассоциации искусствоведов
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram