Кредитная история заемщика: мифы и реальность

Несмотря на то, что потребительское кредитование стало неизменной составляющей повседневной жизни россиян, говорить о высоком уровне их финансовой грамотности все равно пока не приходится. И в первую очередь это касается понятия «кредитная история», учитывая, что далеко не все заемщики понимают, как она формируется, где хранится и в чем ценность такой информации для будущих кредиторов. Как следствие, появление всевозможных мифов и заблуждений, большая часть из которых не соответствует действительности.


Миф 1. Все кредитные истории хранятся в едином Бюро. Это совсем не так. На самом деле, на российском рынке работает более 20 компаний, которые занимаются формированием, обработкой и хранением данных о заемщиках, причем каждый банк работает только с 2-3 Бюро кредитных историй, так как этого вполне достаточно для минимизации рисков потребительского кредитования. А значит никакого единого «черного списка» у кредиторов просто не существует, за счет чего кредиты иногда оформляют даже клиенты с безнадежно испорченной репутацией.


Миф 2. В кредитных историях отражаются только данные о банковских обязательствах. До 1 июля 2014 года это было действительно так, но с вступлением в силу поправок в действующее законодательство, сотрудничать с БКИ начали и микрофинансовые организации, что стало неприятным сюрпризом для их должников, которые, пользуясь недоступностью такой информации для банков, оформляли у них кредиты при наличии просрочек по непогашенным микрозаймам. Таким образом, должники МФО практически лишились возможности брать кредиты в банках, так как они не выдают деньги тем, у кого есть долги перед другими кредитными организациями.


Миф 3. Кредитную историю можно исправить, дав взятку сотруднику БКИ. Сделать это абсолютно невозможно, в чем уже убедились тысячи россиян, которые поддались на соблазнительное предложение мошенников исправить «историю» за денежное вознаграждение. Как показывает практика, Бюро очень дорожат своей репутацией, так как от этого зависит круг их пользователей и, соответственно, рентабельность бизнеса. Поэтому они используют надежную систему защиты данных и тщательно проверяют тех, кого берут для программного обеспечения своей работы.


Миф 4. Кредитная история бывает хорошей или плохой. Это не так. В БКИ только отражаются данные о порядке погашения кредитных долгов, исходя из чего, банк может принять собственное решение о том, какая у заемщика «история» – хорошая или плохая. И хотя у каждого кредитора есть свои критерии оценки степени ее «испорченности», можно с уверенностью сказать, что хорошей кредитной историей обладают клиенты, которые всегда вовремя оплачивают свои долги, а плохой – те, у кого были неоднократные просрочки свыше 60 дней.


Миф 5. Кредитную историю нельзя исправить. В данном случае все зависит от степени ее «испорченности»: срока просрочки по ранее действующему обязательству и как была погашена образовавшаяся задолженность. Так, если заемщик в течение нескольких дней не мог внести обязательный платеж, то, несмотря на то, что при наличии этой записи в БКИ его «история» считается испорченной, ему будет достаточно вовремя оплачивать все последующие платежи и выполнить свое обязательство не позже срока, указанного в договоре. В то же время злостным неплательщикам, которые систематически нарушали сроки выплат, а потом так и не смогли погасить долги без вмешательства судебных приставов, можно надолго забыть о кредитовании, учитывая, что никто не захочет связываться с заемщиком, который не выполняет своих обязательств и доставляет массу неприятностей своим кредиторам.

Источник информации: http://redolg.ru/category/kreditnaya-istoriya/

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram