Новое искусство зачастую воспринимается в штыки, и публика шикает и освистывает непривычное. «Уродство», — говорят, «китч», — говорят, «пошлость», — говорят. Так было не только с «Фонтаном» Марселя Дюшана. Так было с импрессионистами, с передвижниками, с абстракционизмом и супрематизмом, так было с поп-артом и неоэкспрессионизмом. Энди Уорхола сильно обижали, и даже продвинутый Лео Кастелли не хотел его брать к себе в галерею, хотя там уже были Ротко, Поллок, де Кунинг и Лихтенштайн. Наезжали на Джеффа Кунса с его скульптурами, имитирующими пошлый садовый китч в виде алых мухоморов на ядовито-зелёной лужайке и надувных собачек цвета фуксии от аниматоров из деревенских ярмарок в Оклахоме.
Искусство отражает жизнь и отвечает эстетическим запросам цайтгайста, духа эпохи. В последние годы появились забавные вещицы, которые совмещают в себе эстетическую категорию, наиболее точно передаваемую японским словом kawaii (что на русский можно перевести как «восхитительная милота, нежная клёвость, вызывающая умиление и восторг»), с трендом на показное потребление. Симпатичный минималистичный образ Hello Kitty — это эталон kawaii. Эта субкультура японских барышень захватила весь мир. Они всю мировую милоту адаптируют под kawaii. Это про доброту, умиление, нежность, беззащитность и минимализм, — потому русский «Че-бу-ра-си-ки» (Чебурашка) стал в Японии не просто культовым персонажем, а родным, как Hello Kitty, Наруто и Пикачу.
Второй тренд — это новая форма демонстративного потребления в виде охватившей многих логомании, страсти к демонстрации брендов как показателя продвинутости, прошаренности и определённого социального статуса. Брендомания и логомания пришли на смену хипстерству, когда ценились очки, кеды, клетчатая сорочка и книжка про личные границы в рюкзачке.
Эти два тренда соединились и породили новое явление, которое искусствовед Софья Багдасарова определила как мета-пост-поп-модернизм. О том, что это такое, как это выглядит и где это можно увидеть, читайте в полной версии статьи Августа Котляра.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

