Аргументы Недели → Мнение 13+

Если что-то происходит — ищи, кому это выгодно. Кто пытается уничтожить рынок вторичной недвижимости?

, 08:47 ,

«Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... Квартирный вопрос только испортил их», — Михаил Булгаков.

Шквал рассказов о мошенничествах с квартирами, которые устраивают пенсионеры, просто накрыл наше информ-поле. Но если отойти на шаг в сторону, то можно найти информацию от экспертов, которые прямо объясняют, с чем связано такое стихийное бедствие. Иногда кажется, что все эти дела и шумиха вокруг них (а главное визуальное бездействие власти) не случайны. И цель всего этого «процесса» убить рынок «вторички». И загнать людей на «первичку», заставляя их платить застройщикам бешеные деньги на перегретом рынке за недвижимость, которая этих самых денег не стоит. Другого логичного объяснения происходящему просто нет.

«Благодаря государственной политике встали продажи готового жилья (увы, да, та самая ключевая ставка ЦБ и безудержный монополизм застройщиков). Теперь люди предпочитают покупать вторичное жильё. Помимо очевидного преимущества по цене, там есть ещё немало плюсов: дом возводили ещё в те времена, когда строили именно жильё, а не объекты бизнеса. Поэтому там неизмеримо более комфортная среда, чем у современных человейников. Тут и наличие зелени, и транспортная доступность, и, в конце концов, место, чтобы машину припарковать», — считает экономист, депутат Государственной Думы Михаил Делягин.

А ведь логично: раз первичный рынок жилья встал, то нетрудно догадаться, что некие влиятельные силы, предположительно играющие на стороне застройщиков, решили — вторичный рынок подлежит уничтожению.

«И вот на нас уже накатывает цунами ужаса, цель которого — заставить людей, желающих купить квартиру, бежать к застройщикам, покупать квартиру по абсурдно завышенным монополистами ценам», — делает вывод Делягин.

Начинаешь размышлять и понимаешь — все эти, становящиеся уже практически массовыми, продажи-отмены, когда престарелый продавец, спустя какое-то время, вдруг заявляет, что продал квартиру под влиянием мошенников, появились буквально в одночасье. Странным образом это совпало с тем, что рынок продаж новостроек «завис», если не покатился в пропасть. Случайность? Но мудрость поколений говорит: случайностей в этом мире не бывает. Если что-то происходит — ищи, кому это выгодно. А выгодно, как понимается, девелоперам. Ибо на кону громадные деньги.

С кого и как это началось, мы практически не поняли, так как мошенничество на рынке недвижимости существует априори. Но в таких масштабах и словно под копирку? Особенно настораживает, когда такие «бабульки» «вспоминают», что их «обманули мошенники» спустя довольно длительный срок (полгода, например). И что делать? Как отделить зерна от плевел? Пока единого рецепта нет. Хотя...

«Мне кажется, если в таких делах „несчастных обманутых старушек“ начать прогонять через „детекторы лжи“, количество дел уменьшится на порядок. А может и вовсе история закроется. Например, „бабушка, нам вас жалко, но, если вы хотите, чтобы мы приняли документы, будьте добры ... подтвердите вашу версию на детекторе. И, кстати, да бабуля, если не подтвердите, станете подозреваемым в деле о мошенничестве“. И в любом случае это позволит отделить „жертв от мошенников“. Либо второй вариант — действовать по закону. Если человек приобрел квартиру честно, она ему и остается. Иначе мы получим такой вал проблем, что больно будет всем», — пишет в своём телеграм-канале блогер Александр Картавых.

Но увы, после дела Долина — Лурье (март 2025 г.) мир сделок со «вторичной недвижимостью» словно перевернулся. Теперь суды штампуют такие решения, что покупатели остаются ни с чем: ни квартиры, ни денег. А «обманутые мошенниками бабушки» — при своих квадратных метрах. И, как можно предположить, при деньгах, полученных от добросовестных покупателей квартиры (хотя бабульки утверждают, что «денежки тю-тю», пропали).

Поражает то, что никакие меры не спасают добросовестных покупателей — ни справка от психиатра перед сделкой, ни видеосъемка, ни привлечение родственника продавца — вообще ничего! Суд выносит вердикт: квартиру бабуле вернуть! А то, что приобретена она добросовестно и, нередко, на заёмные деньги? Но кого это волнует? Говорят, что из-за всего этого, в замешательстве многие из тех, кто работает на рынке недвижимости. Риелторы признаются: «Почти не осталось действенных инструментов для безопасных сделок с недвижимостью». Надеяться на суд, как видно, не стоит. Попавший под такую сделку добросовестный покупатель в любом случае «останется с носом», но без денег и квартиры.

Может хоть ставший недавно Председателем Верховного суда Игорь Краснов обратит на это внимание и находящийся под его руководством институт судебной власти даст оценку происходящему и выработает некое решение, не ущемляющее права как реально обманутых мошенниками, так и добросовестных продавцов?

А пока у нас в стране уже шутят что нужно, как при любой пандемии, в кою уже превращается купля-отмена на вторичке, найти «нулевого пациента». И оттуда раскрутить начало этой вакханалии.

«Теория нулевой бабки гласит, что если найти бабку, с которой началось заражение рынка вторички, и вместо вручения ордена за заслуги перед отечеством показательно закрыть на 20 лет за финансирование ВСУ — то все остальные бабки тоже исчезнут» ...

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram