Аргументы Недели → Мнение 13+

Дилемма: либо налоги поднимать, потому что сокращать уже нечего — либо всё же «резать» военные расходы или социалку?

, 16:57 ,

В прошлом году Президент Путин призывал зафиксировать налоговые правила до 2030 года, а совсем недавно говорил о необходимости увеличения доходов бюджета без повышения налогового бремени. Кажется его услышали — ещё летом министр финансов Силуанов уверял, что власти не планируют новых налоговых манёвров, несмотря на бюджетные трудности. Он даже обещал, что бюджет 2026 года будет с нулевым первичным дефицитом, если не считать расходов на обслуживание госдолга. Но уже в конце августа источник «Reuters» намекнул, что новое повышение налогов — вопрос времени, мол, «иначе концы с концами не сойдутся, даже если сократить оборонку».

И вот, сегодня «Reuters», ссылаясь на свои источники, утверждает, что правительство всерьез обсуждает возможность поднять налоги. А «The Bell»* ещё на прошлой неделе сообщили со ссылкой на чиновников, что обсуждается повышение НДС до 22% с нынешних 20%.

Более того, целых четыре источника, близких к правительству, подтвердили «Reuters», что повышение НДС нужно, чтобы сократить дефицит и сохранить бюджетное правило.

«Как дефицит снижать и правила соблюдать? Только налоги поднимать, потому что сокращать уже нечего — либо военные расходы, либо социалку», — посетовал один из источников. «Можно, конечно, школу не построить или дорогу не отремонтировать, но это капля в море. Это как стричь поросенка — визгу много, а шерсти нет. Если бы были такие расходы, чтобы триллион-другой урезать, но таких сумм нет. Все равно какой-то налог повышать придётся».

НДС — это «золотая жила» для бюджета. В последний раз его повышали в 2019 году, с 18% до 20%. В 2024 году НДС принёс около 37% всех поступлений в федеральный бюджет, а это ни много ни мало 13,5 триллионов рублей! Как сказал собеседник «Reuters», только повышение НДС даст ощутимый результат, тем более остальные налоги уже и так подняли.

А ведь НДС — один из самых «больных» налогов для бизнеса. Главная проблема — «каскадный эффект» и сложность в управлении. Он накладывается на все этапы производства, увеличивая цену товара, что бьет по потребителю и снижает спрос.
Введенный в 90-х годах на уровне 28%, он долгое время был непосильным для российского рынка. Снижение до 20% немного облегчило жизнь, но не решило проблему в корне.

Пресс-секретарь президента Песков комментировать слухи о возможном повышении НДС не стал.

«Это вопрос к правительству. Там работа ведется, все наработки там. Поэтому, пожалуйста, по бюджетным вопросам обращайтесь в кабинет министров», — уклончиво ответил он на брифинге.

Сравните ставки НДС по миру: страны, которые делают ставку на реальный сектор и экспорт, держат их на низком уровне. В Китае базовая ставка 13%, а для некоторых товаров — 9% или даже 6%. В Швейцарии — 8,1%, в Таиланде — 7%. Даже в Европе, где ставки обычно высокие (в Германии — 19%, во Франции — 20%), есть куча льгот и исключений для ключевых отраслей, и сам налог — часть огромной экономической системы, что смягчает его удар.

Чего ждать, если НДС всё-таки повысят? Эксперты уверены, что это запустит сразу два «разрушительных» процесса.
Во-первых, новый виток инфляции, который коснётся всего, даже если будут льготы для социально значимых товаров. Производители и продавцы просто переложат налоговое бремя на покупателей.

Во-вторых, российская продукция станет ещё менее конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Учитывая и так невысокие темпы роста промышленности, это ударит по самым эффективным предприятиям. В итоге, цель наполнить бюджет понятна, но вот эффективность такого решения под большим вопросом. И пример есть.

«Недавнее повышение налога на прибыль организаций с 20% до 25% — яркий тому пример. Минфин ожидал больше поступлений, но по итогам 2024 года бюджет, скорее всего, недополучит около 1 трлн рублей при плановых 4,2 трлн. Причина проста: экономика не выдерживает. Растёт число убыточных предприятий, падают инвестиции, а значит, и налогооблагаемая база сокращается», — говорят эксперты.

Легко предположить, что повышение НДС может привести к такому же «парадоксу». Рост цен «убьёт» и без того слабый спрос, что приведёт к снижению розничных продаж и, следовательно, к снижению поступлений от НДС. Но и это ещё не всё: у бизнеса появится ещё больше стимулов уходить в тень или «оптимизировать» налоги, что ещё больше сузит базу для налогообложения. Проще говоря, повышение ставки не гарантирует роста доходов бюджета, но точно станет ещё одним тормозом для экономики, которая и так «приторможена» высокой ключевой ставкой...

Куда ни кинь — всюду клин? С одной стороны, бюджет надо как-то наполнять, а НДС — это проверенный способ. Но с другой — экономика и так трещит по швам, а тут еще один удар под дых. Получается, что вроде как хотим больше денег, а в итоге можем получить меньше, да еще и с кучей проблем в придачу. И бизнес, конечно, будет в шоке. Мало того, что и так приходится крутиться как белка в колесе, так еще и налоговое бремя увеличится. Кто-то, может, и выдержит, а кто-то просто закроется или уйдет в тень. И что тогда? Бюджет опять недополучит, а экономика еще больше просядет.

Хочется верить, что у правительства есть какой-то хитрый план, о котором мы пока не знаем. Может, они собираются параллельно проводить какие-то реформы, чтобы поддержать бизнес и компенсировать увеличение налоговой нагрузки. Но зная нашу реальность, надеяться на это особо не приходится. Скорее всего, все сведется к тому, что выживать будем сами, как обычно.

* издание, признанное в России иностранным агентом

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram