Аргументы Недели → Мнение 13+

С «шариатом» в «русский монастырь»? Ну-ну…

, 16:36 , Журналист, социолог, писатель

Недавно один исламский блогер, судя по всему, всерьёз верящий в то, что говорит, возмутился «нелепостью» русских народных сказок и порекомендовал не читать их детям.

В своём видео он с пафосом призвал: «Не читайте русские сказки своим детям — там герои-лентяи! Лучше читайте про Мухаммада». Особенно его задело, что Иван-дурак и Емеля валяются на печи. Мол, какой пример для подрастающего поколения? Получил полцарства, женился на царевне — и всё без усилий! Ужас!

Но давайте на секунду остановимся и подумаем: а что, собственно, не так с Иваном-дураком?

Здесь встаёт принципиальный вопрос, который рано или поздно может разорвать нашу многонациональную страну в клочья — это вопрос совместимости культурных кодов народов, населяющих Россию. Пока всё тихо: пока русские остаются титульной, государствообразующей нацией, пока российская власть пресекает националистические движения — как русские, так и нерусские — всё в стране спокойно. Но если отпустить вожжи и дать волю всяким малограмотным балбесам и блогерам — позволить им безнаказанно критиковать и оскорблять культуру народов России — рано или поздно страна действительно расползётся в кровавые клочья. Я это знаю по собственному опыту. Я — коренная крымчанка, много лет прожившая в Крыму.

Как мы знаем, Крым всегда был частью России, пока Хрущёву не пришла в голову «светлая» идея передать Крымскую автономию под юрисдикцию Украинской ССР. Вот так Никита и «подарил» нас — с нашими землями, традициями, наследием — будто рабов. После распада СССР поначалу всё было тихо. А потом появились киевские чиновники, которые стали учить нас, исконно русских людей, правилам жизни и украинской «державной мове». Нас насильно принуждали отказываться от русского языка и нашей культуры. Вопрос этот нельзя было решить мирно — пришлось в 2014 году Российской Федерации «побряцать» серьёзным оружием, и нас вернули Родине.

Что вышло с Донбассом — мы все видим: уже три с половиной года идёт битва на смерть за право русских оставаться русскими, и эта битва идёт с фактически братским народом, исповедующим в целом те же христианские ценности, что и мы, россияне.

И тут появляется какой-то доморощенный блогер-мусульманин, который, если можно так выразиться, прилюдно «плюёт» на наши с вами детские истоки. Сказки ему, видите ли, не нравятся?

Это с моей стороны ни в коем случае не наезд на ислам и правоверных мусульман. Это наезд на несусветную глупость и наглость — лезть в чужую душу со своими куцыми мыслишками.

Более того, мы все знаем, что такое радикальный, нетерпимый, извращённый ислам. Например, расстрел людей в «Крокус Сити Холле» в марте прошлого года — это ведь исламистские экстремисты решили «взбодрить» нас, неверных, объявить нам джихад. Это было их личное желание — как можно установить из материалов допросов, просачивающихся в прессу. Это свидетельство колоссального невежества и тупости исламских экстремистов.

Ведь Священный Коран — во многом пересказ Священного Писания, где пророк Мухаммад (мир ему) пересказывает нашу общую для иудеев, христиан и мусульман историю. Он рассказывает про наших общих праотцов и пророков, пересказывает Евангелия, где Иса (Иисус) и Марьям (Мария) — такие же исламские святыни, как и у нас, православных.

Хочется спросить таких вот «чудо-блогеров»: вы Коран хотя бы иногда читаете? Вы знаете, что вторая заповедь в исламе — это милость и милосердие? Что молитвы муэдзинов на минаретах начинаются со слов: «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного»?

И в исламе, и в православном христианстве существуют близкие по смыслу обозначения людей «не от мира сего». В исламе — это дервиши, в православии — юродивые. На Руси в честь юродивых воздвигали храмы. Самый известный из них — собор Василия Блаженного на Красной площади, один из безошибочно узнаваемых всем миром символов Российской империи — наряду со Спасскими курантами и автоматом Калашникова.

Святой Василий был известен тем, что был абсолютным нестяжателем и доносил слово от Бога даже до весьма крутых государей, каковым был Иоанн Васильевич Грозный. Государь потом лично нёс гроб с телом Василия и очень его почитал, несмотря на то, что Василий говорил ему в глаза весьма неприятные вещи.

В русской культурной традиции нестяжательство — одна из главных добродетелей. Поэтому наши Иванушка-дурачок или Емеля — это, если говорить языком даосской философии, мужи совершенно мудрые, осуществляющие «деяние недеянием». Былинный и реальный русский богатырь Илья Муромец пролежал на печи тридцать три года, а когда слез с неё — мало никому не показалось. Так что дурачок или не дурачок — но всегда в выигрыше.

Какие у него главные черты? Во-первых, он — не лентяй. Он просто мыслит по-другому. Он живёт по законам доброты, интуиции и чуда. Он не гонится за выгодой, не хитрит, не предаёт. Он кормит серого волка, спасает царевну из лап злодеев, жалеет жабу, не обижает стариков. И именно за это — за чистоту сердца — ему и достаётся награда.

На мой взгляд, это не поощрение лени. Это поощрение доверия миру. И, знаете, иногда это куда важнее, чем умение с пелёнок «считать» деньги, строить «карьеру», идти по головам ради достижения цели, обижать родных и друзей, мерить жизнь по шмоткам, телефонам и тачкам — как учат наших детей некоторые недалёкие блогеры, для которых главное в жизни — бабло, чем больше, тем лучше. А доброта? Взаимопомощь? Стремление к знаниям? Это, по их мнению, уже не в тренде.

Емеля? Да, он на печи. Но разве потом он не трудится в поте лица, выполняя царские поручения? Разве не он спасает царевну? Его «печь» — это метафора: состояние ожидания чуда, внутренней готовности к переменам. Когда приходит время — он встаёт, преодолевает все преграды, делает невозможное.

В славянском фольклоре Баба-Яга, несмотря на свою пугающую ипостась, зачастую выступает в роли дарительницы и носительницы древней мудрости. Она — хранительница границ иного мира, владеющая тайными знаниями, и к её избушке на курьих ножках герой приходит не только за испытанием, но и за советом.

А теперь — контраст. Блогер предлагает вместо этого читать детям про Мухаммада. Возможно, знакомство с мусульманской культурой будет не только невредным, но и очень полезным для развития детей — не спорю. Встречно можно посоветовать сторонникам этого подхода начинать с просвещения мусульманских детей с Моисея, с Исхода евреев из Египта, с дарования Заповедей на горе Синай, с вековечного завета (клятвенного договора) Бога Авраама, Исаака и Иакова с еврейским народом, с царя Давида (Дауда), с Храма Соломона (Сулеймана) в Иерусалиме, где теперь стоит мечеть Аль-Акса. Потом переходить к Иоанну Крестителю, к Иисусу и Марии, к Крещению и Преображению Господнему, к Крестным мукам, к смерти на Честном Кресте, Воскресению, потом — к Деяниям апостолов и Посланиям апостола Павла, и только после этого — переходить к Мухаммаду и его подвижническому подвигу. Чтобы у детей, растущих в мусульманских семьях, сложилась полная и последовательная картина: как возник ислам, какие традиции он впитал, какие общие ценности исповедует, как схожи между собой кошерут и халяль.

Когда юноши «созреют», можно с ними проводить беседы о супружеской жизни, рассказывать о различных традициях исполнения супружеского долга и содержания супруги, касаться вопросов как моногамии, так и полигамии. Есть ли конфликт между светскими законами Российской Федерации, предусматривающими ответственность за многожёнство, и религиозными установками? Можно ли, подражая пророку, брать в жёны дев, не достигших возраста согласия? Интересно также обсуждать вопрос жертвоприношений: уместно ли резать баранов в центре Москвы на некоторые праздники? Не травмирует ли это представителей других традиционных конфессий?

Многие вещи в Коране нуждаются в разъяснениях для иудеев и христиан. Например, этот аят:

«Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то бойтесь также быть несправедливыми по отношению к своим женщинам. Вы можете жениться на двух, трёх, четырёх одновременно, но не больше, и вы должны быть уверены, что будете справедливы ко всем. Если же вы боитесь, что не будете справедливы, то женитесь только на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это — ближайший путь, чтобы не уклониться от справедливости, чтобы не было у вас много детей и чтобы вам не было трудно расходовать деньги на них».

Это слова Аллаха, ниспосланные пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

Для русского сознания этот перевод Корана с арабского можно понимать так: сперва-наперво надо думать, как облагодетельствовать тех, кто не может обеспечить себя сам — например, сирот, — и лишь потом думать о своих любовных утехах с одной или несколькими женщинами. То есть ислам, согласно этому стиху, учит ставить на первое место помощь ближнему, а всё остальное — потом.

Русские сказки — это не инструкция, как быстро разбогатеть и кого обмануть. Это уроки души. Они учат: добро побеждает зло. Слабый может стать сильным, если в нём есть честь и стремление к хорошим поступкам. Царь может ошибаться, а дурак — оказаться мудрее всех. И да — иногда награда приходит не за труд, а за чистоту намерений. Потому что в жизни так тоже бывает. Особенно если ты открыт миру и не цепляешься за шаблон «как должно быть».

В сказках Иван и Василиса Прекрасная живут долго и счастливо — и умирают в один день. Это не глупая концовка. Это символ гармонии, любви, целостности. Это то, к чему стоит стремиться — не к большему количеству нулей на банковском счёте, не к власти над другими людьми, а к добру, помощи слабому и состраданию. То есть русские сказки исповедуют те же базовые, непреходящие ценности, что и Коран.

Не вижу поводов возмущаться даже ваххабитам. Или они потребуют заменить Колобка на хадисы, а Бабу-Ягу — на учёных улемов? Но ведь в любых народных сказках — и у русских, и у мусульман — всё про одно и то же: про то, что в человеке важнее всего — доброта, любовь, верность, смелость быть собой, даже если тебя зовут дураком.

Читайте сказки детям. Пусть на примере наших добрых сказочных героев наши дети учатся слышать волшебный голос сердца — и понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Пусть учатся доверять себе. А это, поверьте, куда надёжнее — для нас, для русских людей — любого «правильного» примера из чужой страны и веры.

Нам не хочется, чтобы приезжие из мусульманских регионов и стран начинали диктовать коренному населению, какие сказки читать детям, как одеваться нашим женщинам, какие традиции внедрять в свои семьи, и уж тем более нам не нравятся радикальные идеи — мучить и убивать тех, кто молится по-другому. Уж тем более не хотелось бы, чтобы в православных приходах стали резать в церквях батюшек, а в синагогах — раввинов, как это уже сплошь и рядом в Западной Европе. Нам такие «европейские ценности» не нужны. Мы — не толерантные европейцы. Мы можем за себя постоять.

В насилии и нетерпимости, порождённых невежеством, нет смысла.

Как говорил писатель Терри Пратчетт:  

«Людям хочется, чтобы мир был сказкой, потому что в сказках всё правильно, всё имеет смысл — иначе что это за сказка? Люди мечтают, чтобы в мире был смысл».

Дорогие друзья! Откройте для себя телеграм-канал «Социальная сфера РФ»!

Подписывайтесь и каждый день получайте самую свежую и актуальную информацию о политике, экономике, назначении пенсий, пособий, детских выплат, а также многое другое.

С нами вы всегда будете в курсе самых интересных российских новостей. Подписывайтесь на telegram-канал «Социальная сфера РФ», и вы не пропустите ничего важного.

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram